Надёжный ИТ бизнес-партнёр с 2003 года
Меню
triangle
triangle

В компании стоит ERP от SAP, Oracle или Microsoft. Что делать?

ERP
В компании стоит ERP от SAP, Oracle или Microsoft. Что делать?

Эксперт компании Navicon — о возможных направлениях развития жизненного цикла ранее развернутых ERP-продуктов западных вендоров, ушедших с российского рынка. 


Термин «Импортозамещение ERP» звучит для российского бизнеса почти как приговор. Для многих отечественных компаний системы SAP, Oracle или Microsoft — это ядро ИТ-инфраструктуры. Глобальные ИТ-гиганты, по оценкам аналитиков, до ухода из России занимали около 60% российского рынка ERP. На внедрение и развитие зарубежных ERP ушли годы работы и миллиарды рублей — значит, на их замещение отечественными аналогами потребуется примерно столько же. Поэтому российские компании не готовы сразу отказываться от «большой тройки»: так, летом 60% респондентов опроса, проведенного SAPland, заявили о том, что собираются продолжить использование SAP даже в текущих условиях.

Реально ли это? Да, если решение развернуто локально. К примеру, после приобретения лицензий Microsoft можно работать с системой бессрочно. Это наиболее консервативный и временный путь решения проблемы, но на первый год-два многим компаниям достаточно и его. Правда, позже все же придется задуматься об альтернативных способах развития ERP-инфраструктуры — ведь системы управления предприятием относятся к категории бизнес-критичных, а значит, и требования к ним предъявляются повышенные. Работать на базе устаревшего ERP-решения слишком рискованно с точки зрения и производительности, и безопасности.

Дело еще и в том, что со временем любая ERP-система требует доработки, в частности, при росте количества рабочих мест, процессов, которые необходимо автоматизировать, или же для разработки новой функциональности. Однако из-за ухода вендоров с локального рынка новые лицензии больше не купить в России. Оставить все как есть тоже нельзя: бизнесу придется выкручиваться, например, увеличивать нагрузку на текущих пользователей ERP. Это чревато ошибками, исходящими от человеческого фактора. Если же попробовать уменьшить уровень автоматизации, перейдя на Excel, процессы и вовсе встанут.

Что делать?


На мой взгляд, есть всего два способа успешно преодолеть проблему масштабирования ERP в текущих реалиях.

1. Мигрировать на российское решение

Это, несомненно, сложно, долго и дорого: по нашим собственным подсчетам, перевнедение ERP занимает до года и обходится приблизительно в 70-80% от стоимости исходной системы. Нужно понимать, что в процессе миграции весь информационный контур, по сути, придется выстраивать заново. Кроме того, придется заложить время и ресурсы на перенос данных и отладку новой системы.

Среди плюсов миграции можно выделить полную импортонезависимость системы, регулярные обновления и наличие поддержки в России. Но, будем честными, такое решение подойдет далеко не каждому бизнесу, особенно в условиях нестабильной экономики и сокращения бюджетов. Да и готовых систем глобального уровня в России пока не так много. Ситуация должна измениться — сейчас активно ведутся разработки в этом направлении, но на это потребуется минимум два-три года.

2. Дорабатывать функциональность своими силами

Более простой вариант — дополнить текущую ERP, расширить ее функциональность или число рабочих мест за счет внедрения дополнительных компонентов на базе решений с открытым кодом, например, СУБД PostgreSQL. При таком подходе создается своего рода «надстройка» над ERP: необходимые инструменты выносятся в отдельное приложение — по сути, в отдельную систему open source, которая бесшовно интегрируется с уже работающим в компании зарубежным продуктом. Приложение чаще всего создается на Python, веб-бэкенд — на ASP.NET, а фронтенд — на JavaScript, HTML или CSS. Таким образом можно решить вопрос с нехваткой лицензий и начать разворачивать новую функциональность под точечные задачи, не влезая при этом в «ядро» ERP. К тому же такой подход позволит сделать такую надстройку относительно быстро в сравнении с переходом на другую систему.

Вот иллюстрация: один из наших клиентов столкнулся с тем, что ему нужно было автоматизировать процесс оформления заявок на закупку. Инициатором такой заявки мог стать любой сотрудник компании — приобретенных лицензий, каждая из которых была рассчитана не более чем на 300 человек, катастрофически не хватало. Купить новые не успели. Решить проблему позволило создание нового «модуля» open source, реализующего конкретную задачу.

Но есть у такого подхода и минусы. Как минимум, у компании появляется новый стек разнородных продуктов, нередко на базе совершенно разных технологий — следовательно, «зоопарк" систем усиливается. Кроме того, нужна еще одна команда поддержки либо обучение текущей.

Что дальше?


В условиях ухода большинства зарубежных вендоров с рынка перемены неизбежны. Проекты импортозамещения ERP пока буксуют, но лишь потому, что для большинства руководителей они сопряжены с большими финансовыми рисками — в условиях нестабильности экономической ситуации они опасаются принимать такие решения. Думаю, в ближайшие несколько лет ситуация изменится. Тем временем, уже сейчас можно модернизировать ERP-систему «большой тройки» с помощью технологий open source и точечно решать задачи в области расширения ее функциональности без капитальных затрат и буквально за считанные недели.

Автор Михаил Пономарев Директор дивизиона ERP компании Navicon