На вопросы CRM-JAM отвечает Андрей Замыслов, руководитель практики CRM-решений компании NaviCon Group

18.05.2010


			На вопросы CRM-JAM отвечает Андрей Замыслов, руководитель практики CRM-решений компании NaviCon Group			На вопросы CRM-JAM отвечает Андрей Замыслов, руководитель практики CRM-решений компании NaviCon Group

CRM-JAM: С 2009 года NaviCon Group присутствует в составе элитного клуба компании Microsoft - MD Inner Circle. Получила ли Ваша компания ощутимые преимущества в сотрудничестве с разработчиком MD CRM со вступлением в ряды участников клуба?

Андрей Замыслов: Наиболее существенным преимуществом является иное, более высокое качество обратной связи с корпорацией. Нас, как члена Inner Circle, курирует специальный менеджер, а это дополнительные возможности коммуникации и информации.

CRM-JAM: В прошлом месяце Ваша компания завершила разработку нового отраслевого решения NaviCon Realty. Как известно, индустрия недвижимости в Восточно-Европейском регионе сейчас переживает не лучшие времена. Чем мотивировано решение разработать отраслевое решения в данной сфере? Какие отраслевые решения мы можем ожидать от Вашей компании в ближайшем будущем?

Андрей Замыслов: Риэлтерские компании действительно прошли через очень серьезный кризис. Он «приземлил» их руководителей. Рынок недвижимости всегда отличался острой конкуренцией, а в результате кризиса компании существенно потеряли в доходности. Эти факторы заставляют владельцев и менеджеров риэлтерских компаний задумываться о повышении эффективности бизнеса. И в этом случае внедрение CRM-решения – возможность реализации стратегии, которая будет способствовать повышению эффективности и даст компании конкурентные преимущества. Мы видим усиливающийся интерес со стороны рынка недвижимости к CRM-решениям. По нашей оценке в отрасли недвижимости большой потенциальный спрос на CRM-решения, который, по мере выхода из кризиса, будет реализован в ближайшие несколько лет.

В то же время нельзя не отметить, что недвижимость – отрасль, в которой процессы взаимодействия с клиентами имеют специфические черты. Компаниям, работающим в этой сфере, для полноценного и эффективного решения своих задач недостаточно функциональности стандартных CRM-систем. Чтобы удовлетворить их потребности в CRM-продуктах, необходима разработка специализированного решения.

Этот вывод мы сделали на основе опыта реализации CRM-проектов для недвижимости. Оценив рынок, мы приняли решение выпустить специализированный программный продукт – NaviCon Realty.

Хочу отметить, что стратегия нашей компании состоит в том, чтобы предлагать различным отраслям CRM-решения, наиболее полно учитывающие специфику конкретного сегмента рынка. В линейке наших решений:

  • Navicon Professional for MSCRM – для профессиональных услуг и IT-компаний;
  • Navicon Trade for MSCRM – для оптовой торговли и дистрибуции оборудования;
  • Navicon FRM – для управление взаимоотношениями с болельщиками.

CRM-JAM: Технологии «облачных вычислений» и предоставления программного обеспечения как сервиса становятся все более популярными и востребованными на европейском рынке. Ждет ли их такой же стремительный коммерческий успех в Восточной Европе? Какие бизнес-категории (SMB, medium, large businesses) будут более заинтересованы в использовании SaaS технологий? Для кого использование удаленных сервисов будет наиболее эффективным как в кратковременной, так и более длительной перспективе?

Андрей Замыслов: Что касается продаж CRM-решений, предлагаемых по модели SaaS, то, по моему мнению, в ближайшие 2-3 года они будут расти в разы, но абсолютный объем продаж все равно будет небольшим. Это обусловлено небольшим объемом российского рынка CRM-решений: в 2008г он составлял около 2 млрд.руб. Проблема в том, что использование CRM-решений пока не стало массовым на российском рынке. Я думаю, что не более 1% российских компаний с числом сотрудников более 10, используют CRM-решения. Сейчас основной вопрос для покупателя звучит: «Нужен ли мне CRM вообще?». А для интенсивного развития рынка CRM on-demand для десятков тысяч компаний вопрос должен стоять иначе: «Какой CRM мне лучше подойдет?» К сожалению, проблема лежит вне плоскости автоматизации.

В SaaS-решениях будут заинтересованы небольшие компании (10-50 чел) на конкурентных рынках. Для них инвестиции в CRM часто невозможны, а использование решений в аренду – выход из ситуации. Кроме того, руководители таких предприятий более гибки и «не зашорены». Ситуация была бы более оптимистичной, если бы для таких компаний появилось предложение «все в одном» по модели SaaS, которое, помимо CRM, предлагало продукты, закрывающие все сферы деятельности: почта, бухгалтерский, складской учет, документооборот и т.д.

Что касается крупных компаний, то в них использование SaaS возможно для автоматизации деятельности неосновных отделов и подразделений. Основной преградой здесь будут внутренние регламенты информационной безопасности. Для среднего бизнеса SaaS решения востребованы в ближайшее время не будут.

CRM-JAM: Насколько актуальным, по Вашему мнению, является продвижение продукции и услуг отечественных производителей в социальных сетях в 2010 году? Наши соотечественники выросли из «Одноклассников» и готовы к более эффективному использованию возможностей Интернета, или все же этого еще не случилось?

Андрей Замыслов: На текущий момент тиражируемой модели продвижения товаров и услуг в социальных сетях не просматривается. Идей много, но говорить сегодня об эффективном применении возможностей интернета подавляющим большинством его пользователей, думаю, несколько преждевременно. Но полностью исключать такую возможность я бы не стал: возможно, что такая модель появится в ближайшее время.

CRM-JAM: Ваша компания, как и большинство вендоров CRM-систем, прилагает много усилий, локализируя западное программное обеспечение, разрабатывая отраслевые решения для определенных сегментов нашего рынка. Что, по Вашему мнению, нужно рынку СНГ для того, чтобы эффективность использования CRM-систем отвечала аналогичным показателям эффективности на западе?

Андрей Замыслов: На мой взгляд, проблема заключается не в эффективности использования CRM-решений, а в не использовании CRM-решений. Как я уже говорил, рынок CRM в России только начинает развиваться. Если говорить об эффективности организаций, то проблема, на мой взгляд, идет «от головы». Я считаю, что низкая эффективность бизнеса обусловлена невысоким уровнем подготовки менеджеров, в первую очередь, менеджеров среднего звена.

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики