Dynamics NAV «догоняет» Россию

14.09.2010

CIO сентябрь 2010
Автор: Андрей Арсентьев

Выпустив российскую версию ERP-системы Dynamics NAV 2009 почти на два года позже международной, корпорация Microsoft при выходе новых релизов пообещала не допускать такой «дискриминации». Кроме того, продукт NAV вскоре должен стать доступнее для российских заказчиков.

В начале сентября корпорация Microsoft объявила о выходе российской версии системы управления предприятием Dynamics NAV 2009 (SP1), рассчитанной на предприятия среднего и малого бизнеса. Напомним, мировая премьера этой ERP-системы состоялась ещё в ноябре 2008 г. Задержку в локализации директор по разработке Microsoft Dynamics в России Сергей Шведов объяснил сложностями адаптации к быстро меняющемуся российскому законодательству. По его словам, над локализацией ERP-систем в российском центре разработок Microsoft трудятся около 50 специалистов.

Какие же новые функции найдут в Dynamics NAV 2009 заказчики? Во-первых, в данной версии в одной из первых в мире реализована новая концепция пользовательского интерфейса. Ролевой интерфейс RoleTailored включает в себя 21 роль, которые наиболее часто встречаются в компании, например, финансовый директор, главный бухгалтер, директор по производству и др. С помощью единой информационной консоли сотрудник может получить доступ к любому бизнес-процессу, происходящему в компании, который тем или иным образом касается его должностных обязанностей. При необходимости ролевые центры могут быть доработаны и персонифицированы.

Во-вторых, в ERP-системе от Microsoft реализованы новые возможности бизнес-анализа: расширенная отчётность и визуализация данных. Инструменты используют функциональность Microsoft SQL Server, благодаря чему сотрудники могут изучать данные в динамике, выявлять тренды, генерировать различные отчёты и сопоставлять их реализацию в соответствии с установленными KPI.

В-третьих, Microsoft Dynamics NAV 2009 имеет новую архитектуру поддержки веб-сервисов, что позволяет удобнее интегрировать приложения, объединять данные и бизнес-логику системы с другими приложениями. В результате обеспечивается поддержка самых разных бизнес-сценариев и сокращаются операционные затраты. Также в новой версии системы существенно обновлён российский модуль «Персонал и зарплата», который поставляется в составе базового пакета начальной редакции Business Essential.

Эксперты по внедрению ERP говорят, что назвать принципиально новыми для рынка реализованные в Dynamics NAV 2009 возможности нельзя. «Аналогичные доработки решения в том или ином виде создавались многими консалтинговыми компаниями при внедрении системы, - отмечает Максим Монженко, руководитель практики ERP-решений компании NaviCon Group. - Консультанты ИТ-компаний при реализации проектов, выполняя требования заказчиков, расширяли возможности стандартной версии продукта».

Используя наработанный партнерами опыт, Microsoft оценил потребность рынка в этой функциональности, объясняет эксперт. В результате вендор расширил возможности стандартной функциональности системы, используя для этого ряд современных технологических решений, что, несомненно, укрепило конкурентные позиции продукта. «Новая версия системы, бесспорно, стала намного ближе к конечному пользователю, за счет более дружественного и интуитивно понятного интерфейса, а также за счет новых возможностей по мониторингу и анализу зарегистрированных данных, - считает Максим Монженко. - Думаю, потенциал, заложенный в новой разработке Microsoft, позволит более эффективно завоевывать российский рынок».

Но пока доля Microsoft Dynamis NAV на российском рынке мала, не скрывают в Microsoft. У Dynamics NAV и ERP-системы корпоративного уровня Dynamics AX (в прошлом Axapta) в сумме порядка 2500 заказчиков на территории нашей страны. «Стоимость покупки и внедрения Dynamics NAV в России близка к мировой, что делает продукт недоступным для многих», - признаёт директор Microsoft Business Solutions в России Владимир Водянов. По его словам, для российских клиентов вскоре будет разработана специальная ценовая политика. Это должно помочь значительно увеличить базу заказчиков.

Современный отечественный рынок автоматизации отличается высоким уровнем конкуренции, и быстро завоевать сильные позиции Microsoft на нём будет непросто. Подавляющее большинство малых и средних фирм традиционно ориентируются на продукцию 1С, в ряде ниш сильны позиции «Галактики».

«Кроме ценовой политики, на мой взгляд, Microsoft Dynamics NAV проигрывала решениям конкурентов по нескольким позициям, - говорит Максим Монженко. - Во-первых, в качестве локализации процессов бухгалтерского и налогового учета. Кроме этого, система имела непривычный по сравнению с российскими решениями интерфейс пользователя, что приводило к сложностям восприятия ее функциональности, что усложняло процесс обучения работы с программным продуктом. И, наконец, система была не слишком узнаваема, особенно среди профессиональных сообществ, работающих в сфере бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО».

В настоящий момент наблюдается значительный прогресс в решении обозначенных выше проблем ERP-системы Dynamics NAV. В частности, в прошлом году было выпущено Microsoft Dynamics NAV Express – коробочное решение для ведения бухгалтерского и налогового учета на базе Microsoft Dynamics NAV, разработанное специально для российских компаний и ориентированное на быстрое внедрение.

Что касается интерфейса, то, по словам директора по разработке Dynamics NAV 2009 Дэна Брауна (Dan Brown), то в новой версии системы он максимально упрощён. «Важный элемент дифференциации Microsoft – схожий интерфейс всех наших продуктов, - подчеркнул Дэн Браун. – Клиентам это нравится».

«С выходом версии NAV 2009 был сделан важный шаг навстречу более простому и дружественному интерфейсу, понятному для пользователя, - соглашается Максим Монженко. - Что касается узнаваемости, то, к сожалению, приходится констатировать, что маркетинговые мероприятия, призванные продвигать Microsoft Dynamics NAV, в настоящий момент еще не достигли масштаба, который мог бы в полной мере продемонстрировать преимущества решения и обеспечить ему значительное увеличение доли рынка. Но, как свидетельствует опыт NaviCon Group, интерес к Microsoft Dynamics NAV возрастает, чему в немалой степени способствует гибкая политика вендора в отношении развития продукта и выпуска новых версий».

Дэн Браун заявил, что до конца 2010 г. выйдет Dynamics NAV R2, причём Россия получит свою версию одновременно с мировым релизом. Таким образом, Microsoft следует своей стратегии, согласно которой Россия была включена в страны «первой волны» для новых продуктов корпорации. В R2, в частности, будет реализована поддержка технологий виртуализации, что позволит развернуть на клиентском сервере виртуальные рабочие места.

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики