IBM Cognos на “Белой даче”

26.07.2011

PC Week июнь 2011
Автор: Сергей Свинарев

У широкой публики бренд “Белая дача” стойко ассоциируется с сельским хозяйством. Сегодня эта группа компаний ведет бизнес в самых разных отраслях, иногда весьма далеких от выращивания огурцов и картошки. У всех на слуху гипермаркет “МЕГА Белая дача”, ведутся девелоперские проекты, эксплуатируется конно-спортивный комплекс. Впрочем, есть один весьма успешный проект, очень тесно связанный с переработкой сельскохозяйственной продукции. Начало ему было положено в 1994 г., когда “Белая дача” стала эксклюзивным поставщиком салатов и другой овощной продукции в московскую сеть ресторанов “Макдоналдс”. Если в первые годы для производства использовалась собственная продукция агрохолдинга, то со временем руководству стало понятно, что обеспечить нужный объем и требуемое качество можно только при подключении международных поставщиков и крупных сельхозпроизводителей Юга России. В 2006 г. было построено мощное современное предприятие “Белая дача трейдинг”, позволившее вывести бизнес на новый уровень и увеличить объем производства в 2010 г. до 12 тыс. тонн при соблюдении очень жестких требований по качеству и санитарным нормам. Достаточно сказать, что обработанные и герметично упакованные листья салатов разных видов разрешается употреблять в пищу без какой-либо предварительной подготовки.

Клиентами компании стали крупнейшие сетевые рестораны и такие известные супермаркеты, как “Ашан”, “Перекресток”, “Седьмой континент” и “Азбука Вкуса”. Рост масштабов бизнеса, расширение номенклатуры продукции и круга поставщиков потребовали современных средств анализа информации, финансового планирования и стратегического управления.

Для решения этой задачи заказчик решил использовать продукты IBM Cognos 8 Planning и Cognos BI, развернуть которые было поручено консультантам компании NaviCon Group. Но сначала нужно было выстроить методологию финансового управления. Результатом этой работы, завершенной год назад, стали бюджетные модель и регламент, система управленческой отчетности, блок нормативно справочной информации и модель планирования и анализа себестоимости. Разработанная модель предусматривает возможность ведения двух взаимосвязанных контуров планирования: годового и помесячного. Месячный период принят и для расчетов себестоимости.

По словам финансового директора предприятия “Белая дача трейдинг” Ирины Шацкой, производственное планирование осуществляется ежедневно под конкретный объем заказов: к концу рабочего дня склад готовой продукции должен быть пустым, а все произведенное отправлено заказчикам. В то же время договоры с поставщиками овощей и получателями готовой продукции заключаются помесячно. Именно поэтому расчет плановой и фактической себестоимости, а также исчисление прогнозных значений производятся на месячном интервале. Это позволяет своевременно корректировать ценовую политику с учетом спецификаций на сырье, упаковку, условия поставки, анализировать прибыль в разрезе клиентов или номенклатуры, контролировать структуру и динамику себестоимости. Для более корректного определения фактической себестоимости предприятие было оснащено интеллектуальными счетчиками воды и электроэнергии, их показатели оперативно передаются в ERP-систему, которая в “Белой даче трейдинге” базируется на продукте Microsoft Dynamics AX.

Кроме того, на предприятии эксплуатируются бухгалтерия “1С” и заказное ПО, отвечающее за управление логистикой. В рамках второго этапа проекта была осуществлена интеграция продуктов IBM Cognos с упомянутыми выше источниками данных. Благодаря этому внедренная система финансового управления позволяет отражать все ключевые данные и операции: производство, продажи, снабжение, запасы, инвестиции, финансы, административно-хозяйственную деятельность. Менеджеры компании получили возможность прогнозировать на основе статистических данных будущие продажи, планировать закупки с учетом способа поставок и производственные расходы на основе технологических карт, осуществлять многовалютное планирование и т. д.

Проект еще не завершен, пока в нем реализованы только базовые отчеты: о продажах, о движении денежных средств, себестоимости, прибылях и убытках. Предстоит только разработать и реализовать систему мониторинга ключевых показателей эффективности (KPI), которые лягут в основу контура стратегического управления предприятием. С другой стороны, создаваемое решение планируется тиражировать на аналогичном предприятии, которое строится “Белой дачей” в особой экономической зоне “Алабуга” (Татарстан) и должно быть сдано в эксплуатацию в конце нынешнего года. Оценивая вероятную экономическую эффективность проекта по построению системы финансового планирования, генеральный директор компании “Белая дача трейдинг” Антон Семенов выразил уверенность, что затраты на нее могут окупиться за два-три года.

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon разрушает стереотипы о внедрении BI-систем