Эксперты рассказывают, насколько сложным для фармрынка был 2015 год

09.12.2015

Декабрь - самое время для подведения итогов. Мы попросили экспертов рассказать о том, насколько сложным для фармрынка был 2015 год. И вот что они нам ответили:

Беспалов Николай, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма"

"Год выдался не простым, участникам рынка приходится работать в условиях экономического кризиса, который сопровождается девальвацией рубля, ростом цен на лекарственные препараты, и, разумеется, сокращением спроса на ЛП со стороны населения. Впрочем, могло быть и хуже, на начало года ожидания были гораздо более пессимистичными. Системного кризиса удалось избежать и падение спроса уже не выглядит катастрофичным. Сейчас рынок растёт в денежном выражении, правда рост денежных объёмов в большей степени вызван инфляционными процессами, объёмы натурального потребления по сравнению с прошлым годом заметно снизились.

Кризисная ситуация сопровождается ростом регуляторной активности государства, в отношении появления новых правовых норм, текущий год стал рекордсменом по количеству принятых документов и озвученных инициатив, которые касаются самых разных вопросов обращения ЛП – начиная от порядка регистрации цен, заканчивая процессами импортозамещения.

Серьёзные изменения происходили на оптовом и розничном рынке, в частности одной из наиболее выраженных тенденций здесь стали концентрационные процессы".

Ярослав Шульга, руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group

"То, что 2015 год простым не будет - было более чем очевидно еще до его начала. Девальвация национальной валюты, достигнув пиковых значений в декабре 2014 года, оптимизма и иллюзий на год грядущий не оставляла. Не секрет, что фармацевтический рынок России характеризуется высокой долей импортной продукции; не секрет, что многая «российская» фармацевтическая продукция производится из импортного сырья; не секрет, что технологическое оборудование на российских заводах является гордостью иностранной промышленности. Таким образом, значительное увеличение и оптовых, и розничных цен было гарантировано с вероятностью в 100 %, как на фармацевтическую продукцию российского производства, так и на продукцию зарубежного происхождения. Конечный потребитель в подобных условиях отреагировал не менее предсказуемо: структура потребительского спроса продемонстрировала уверенный дрейф в пользу более доступной по цене, более дешевой продукции.

Конечно, "фармацевтический рынок - 2015" в рублевом выражении не обрушился, но данная тенденция продиктована исключительно увеличением цен на всех уровнях. А вот в натуральном выражении все гораздо печальнее: от стагнации рынка (в лучшем случае) в сегменте лекарственных средств до, к примеру, стремительного обвала в сегменте аптечной косметики".

Андрей Смирнов, эксперт-аналитик компании Navicon.

2015 год для фармрынка оказался действительно довольно непростым, но прогнозы скептиков не оправдались, и рынок продолжил расти. По итогам года мы ожидаем прирост рынка на уровне 10%. К сожалению, качественно изменился основной драйвер роста: если все предыдущие годы рынок рос за счет изменения структуры потребления и увеличения доли более современных и более дорогих препаратов, то в 2015 году мы наблюдаем обратную тенденцию, и рост рынка был обусловлен только инфляционными факторами. Также этот год был разным для разных секторов рынка. Тяжелее всего пришлось дистрибьюторскому звену, что было связано с существенным дефицитом ликвидности, а также производителям, портфель которых представлен оригинальными препаратами, вышедшими из-под патентной защиты или в портфеле которых высока доля препаратов списка ЖНВЛП. В то время как компании, производящие МНН-дженерики, смогли найти новые возможности для своего роста. Безусловно, серьезное влияние на рынок окажет принятое в начале декабря постановление правительства РФ «третий лишний», но его влияние мы увидим уже в 2016 году.

Статья опубликована на www.farmsouz.ru

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики

Navicon разрушает стереотипы о внедрении BI-систем