Банк "Санкт-Петербург" инвестирует 1 млрд рублей в финансовые стартапы

28.03.2016


			Банк "Санкт-Петербург" инвестирует 1 млрд рублей в финансовые стартапы			Банк "Санкт-Петербург" инвестирует 1 млрд рублей в финансовые стартапы

В 2016-2018 годах банк "Санкт-Петербург" планирует инвестировать в fintech-стартапы около 1 млрд рублей. Такие вложения предусмотрены в рамках инвестиционной программы на 2016-2018 годы, говорится в презентации банка для аналитиков.

В четверг, 24 марта, на заседании наблюдательного совета банка была утверждена стратегия инновационного развития. В целом инвестиционная программа вырастет с 3,9 млрд рублей, которые банк вложил в развитие бизнеса в 2013-2015 годах, до 5-6 млрд рублей, которые будут потрачены в 2016-2018 годах. Из них 54% пойдет на развитие IT-инфраструктуры и электронной среды, а уже четверть от этой суммы будет инвестирована во внедрение fintech-инноваций. В пресс-службе банка это намерение подтвердили.

"В наших планах создание проектного офиса по управлению внедрением fintech-инноваций уже в 2016 году. Наш приоритет — построение digital-банка будущего", — заявил по итогам заседания глава набсовета и бенефициар банка "Санкт-Петербург" Александр Савельев.

Дирекция, которая будет заниматься инвестициями в технологические компании, создана в банке в конце 2015 года, рассказал член состава наблюдательного совета банка "Санкт-Петербург" Алексей Германович. "Банк ищет в том числе и fintech-стартапы, которые были бы комплиментарны бизнесу банка, например, смогут сделать наш онлайн-банкинг еще более "user friendly". В качестве примеров можно назвать планировщики личных финансов, сервисы, которые помогут клиентам легко проводить транзакции за оплату билетов, связи и т. п. Списки таких компаний, которые интересуют банк, уже есть, с ними ведутся переговоры. До конца года, по моему мнению, банк может проинвестировать пару или несколько подобных стартапов", — рассчитывает он. С какими именно стартапами ведутся переговоры, банк пока не раскрывает.

"Притом что сегодня по объемам активов банк находится на 17-м месте в стране, мы ставим перед собой задачу к 2020 году войти в топ-5 банков в электронной среде. На мой взгляд, "уберизация" в банковской сфере будет происходить так же быстро, как и в других отраслях. По многим прогнозам, финансовые сервисы, которые сейчас только начинают свое развитие, могут занять до половины банковского рынка в перспективе. Банки, которые проигнорируют этот тренд, не смогут найти формы взаимодействия с fintech-стартапами, будут вытеснены с рынка. На мой взгляд, уже через 5 лет на рынке останутся только те банки, которые нашли форму взаимодействия с такими сервисами: стали их контролирующими или миноритарными акционерами либо внутри самих себя вырастили такого рода компании", — прогнозирует Алексей Германович.

Спектр специализации fintech-проектов очень широк — от онлайн- и мобильных приложений до сфер трейдинга, обмена валют, управления личными финансами. Есть два основных вида продуктов на базе fintech: первый обеспечивает софт и услуги финансовым сервисам, то есть использует модель B2B, а второй ориентирован на конечного потребителя, то есть охватывает рынок B2С. Именно второй вид финансовых сервисов, согласно прогнозам, может составить конкуренцию банкам в ближайшем будущем. К примеру, в исследовании консалтинговой фирмы Accenture "Banking 2020 report" прогнозируется, что небанковские игроки, а именно подобные финансовые сервисы, заберут у банков треть доходов к 2020 году.

Быстрее всего такие сервисы развиваются в США, там на данный момент возникло много подобных продуктов. Многие российские банки уже начали сотрудничество с fintech-стартапами. Так, партнерами платежного сервиса Ubank, который помогает оплачивать телефон, Интернет и другие услуги, являются Райффайзенбанк и Банк Москвы, мобильный терминал LifePay (один из аналогов американского Square), который позволяет принимать платежи с банковских карт при помощи смартфона, изначально использовался клиентами группы "Лайф", но в 2013 году вышел на внешний рынок. Сейчас партнерами сервиса являются группа "Открытие" (в частности, банк "Точка"), Промсвязьбанк, Бинбанк, Модульбанк. БКС Банк в конце 2015 года запустил сервис онлайн-покупки доллара или евро по курсу на основе текущих биржевых котировок с доставкой конвертированных средств на дом на бесплатной дебетовой карте. Технологии fintech используют и микрофинансовые организации, к примеру первый российский онлайн-сервис выдачи микрозаймов Moneyman.

"Банки с интересом и любопытством смотрят на идеи fintech-стартапов, и иногда результатом взаимодействия становятся неплохие совместные решения, например "БКС Брокер". Но в целом примеров сотрудничества банков и fintech-стартапов пока не так много. Эта проблема поднималась, в частности, на форуме FinNext2016. Зато число стартапов, которые в рамках мероприятия искали себе спонсоров, было рекордным, — рассказывает заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab, Максим Болышев. "На мой взгляд, это не конкуренция, а форма взаимовыгодного сотрудничества", — добавляет он.

Общая сумма инвестиций в fintech-стартапы в России в 2015 году, как оценили "БКС Премьер", составила порядка $100-120 млн, а в общемировом объеме инвестиций в fintech-стартапы доля России составляет менее 1%. С другой стороны, в 2012 российские компании вложили в финансовые технологии вложили примерно $12 млн, то есть за три-четыре года, объем инвестиций в fintech в России вырос в 8-10 раз, говорят в БКС. "Основная часть эти инвестиций приходится на следующие направления fintech-индустрии — удаленное предоставление продуктов клиентам в digital-каналах, платежные системы, площадки по кредитованию, кибербезопасность, а также Bigdata, управление персональными финансами и биометрическая идентификация. Если говорить именно о банках, то удаленное предоставление продуктов и удаленные сервисы — наиболее активно развивающееся направление", — считает территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков.

Крупные игроки, такие как Сбербанк, Альфа-Банк, Банк Тинькофф, уже создали дочерние подразделения со схожими целями, другие участники рынка либо последуют их примеру, либо начнут сотрудничество с отдельными компаниями и стартапами: это уже зависит от возможностей бюджета, считает архитектор CRM-решений компании Navicon Илья Народицкий. "В последнее время даже появляются идеи о том, как банку стать организацией нового типа: не просто продавать клиентам те или иные услуги, а помогать сформировать определенный образ жизни, — добавляет Илья Народицкий. — На мой взгляд, это одна из самых интересных идей, реализация которой возможна с распространением технологий обработки больших данных, геолокации, интеграции с носимыми гаджетами и т.п. Например, инструменты работы с большими данными позволяют нам отслеживать финансовые привычки клиента, на основании которых возможно предлагать пути оптимизации его бюджета".

Статья опубликована на www.dp.ru

Navicon FMCG BI доступен из облака Microsoft Azure

Решения Navicon теперь доступны в Яндекс.Облаке

Кризисная оптимизация: какие процессы сегодня стоит делегировать программным роботам?

Navicon поможет удаленным сотрудникам адаптироваться к сложным бизнес-приложениям

Фармрынок-2020: «черный лебедь» прилетел, что дальше?