Евгений Роднянский: как наладить финансовую отчетность в России и за рубежом

25.04.2016


			Евгений Роднянский: как наладить финансовую отчетность в России и за рубежом			Евгений Роднянский: как наладить финансовую отчетность в России и за рубежом

С какими не самыми очевидными проблемами сталкиваются международные финансовые компании, выходящие на российский рынок? Как наладить отчетность по нескольким стандартам — российскому и европейскому или американскому? На эти и другие вопросы специально для FinBuzz ответил руководитель департамента Microsoft AX компании Navicon Евгений Роднянский.

Офис в России — еще не значит успешный бизнес

Частая ситуация: офис открыт, люди работают, а результатов не видно. Знакомо? Еще сложнее управлять бизнесом, когда офисы функционируют в разных странах. Российские филиалы зарубежных финансовых компаний сегодня, в сложных экономических условиях, выживают только в том случае, если способны продемонстрировать хорошие бизнес-показатели на фоне высоких рисков. Для этого они должны не только привлечь клиентов, но и отчитаться перед материнской штаб-квартирой в полном соответствии с теми KPI, которые приняты на глобальном уровне. Это — настоящий вызов для руководителя российского подразделения.

С чем придется столкнуться

При открытии представительского офиса на территории Евросоюза, где действует единая система финансового и бухгалтерского учета, а законодательство не меняется с такой скоростью, как в России, обычно не возникает проблем с налаживанием финансовой отчетности. Функционирование же офиса на российском рынке требует значительной адаптационной работы. Нужно не только понимать локальные особенности рынка и требования законодательства, но и уметь выстроить такую систему управления и отчетности, которая будет отвечать как интересам штаб-квартиры за рубежом, так и локального подразделения.

Даже российские компании сталкиваются со сложностями параллельного ведения бухгалтерского, управленческого и налогового учетов. От представительства же зарубежной компании штаб-квартира потребует еще и отчетность по собственным стандартам (по европейскому стандарту IFRS (МСФО) или американскому GAAP, в зависимости от локализации головного офиса).

Еще один важный нюанс: в 2015 году анонсирована реформа для «некредитных финансовых организаций» (к ним относятся страховые компании, брокеры, кредитование по низким ставкам, негосударственные пенсионные фонды, субъекты коллективного финансирования). С 2018 года из-под контроля министерства финансов РФ они попадают под юрисдикцию Центробанка РФ. Реформа изменит не только бизнес-процессы (в частности, курс ЦБ РФ направлен на изменение требований к капиталу финансовых структур), но и процедуры учета и отчетности — организации должны будут в ограниченные сроки перейти на единый план счетов (ЕПС) вместо российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ). Для зарубежных компаний что РСБУ, что ЕПС серьезно отличаются от задач, которые они привыкли решать в области учета.

Использовать весь потенциал технологий

Охватить все специфические процедуры учета и регуляции в региональном представительстве можно двумя путями: полностью избавиться от ведения учета — передать эту функцию локальной аутсорсинговой фирме, или подстроить учетную информационную систему головной компании под требования законодательства и нормативно-правового регулирования в России (провести так называемый «ролл-аут»). В последнем случае ИТ-решение позволит отражать одни и те же операции по разным стандартам учета. А значит, снизит сроки преобразования отчетности и даже затраты на открытие второго и последующих представительств компании.

Что означает на практике ролл-аут системы финансового учета? Преимущественно в качестве ИТ-платформы выбираются системы Microsoft Dynamics AX или NAV — решения, которые привычны для глобальных международных организаций.

На выходе должно получиться функциональное ИТ-решение с сохранением концепта глобального офиса и рядом модификаций под требования локального законодательства. В такой системе можно не просто консолидировать отчетность и для российских регуляторов, и для головной штаб-квартиры одновременно, но и отслеживать ее онлайн, сверять отчеты по российским и зарубежным стандартам учета и оперативно вносить корректировки.

Риски, которые необходимо учесть

В каждом из описанных подходов есть преимущества и недостатки. Из основных недостатков аутсорсинга — его непрозрачность для руководства, зависимость от внешнего подрядчика и высокие риски утечек важной корпоративной информации. А при ролл-ауте учетной информационной системы в российских реалиях компании часто сталкиваются с проблемой неконтролируемого увеличения сроков и стоимости такого проекта. Обычно это происходит из-за неверной оценки объема и степени сложности необходимых изменений в принципах учета, неготовности штаб-квартиры адаптировать свои требования к локальным особенностям да и банальных коммуникационных проблем.

В нашей практике для снижения уровня неопределенности и рисков ролл-аутов практикуется процесс Gap Arbitration. Теперь любое изменение или требование по ходу проекта проходит через трехсторонний комитет, сформированный из представителей головной штаб-квартиры, международного ИТ-партнера и российского подрядчика по ИТ. Каждое новое предложение или требование оценивается тремя сторонами с точки зрения локальной специфики, влияния на создаваемую финансовую систему и конечного пользователя — и принимается только в случае, если выгоды перевешивают потенциальные риски. После чего письменно фиксируется, причем обязательно на всех языках рабочего комитета. Несомненно, такой подход связан с большим количеством бюрократии, повторных согласований, но зато это реальный способ сэкономить бюджет проекта и снизить риск конфликта интересов.

Какой подход поддерживает регулятор

В целом, в общероссийский контекст вписываются оба подхода — и ролл-ауты, и аутсорсинг учета внешним провайдером. В конце 2015 года ЦБ РФ обозначил курс на цифровые преобразования в финансовом секторе экономики в документе «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов». Это, в том числе, переход на цифровые инструменты реализации учетной политики организаций.

Регулятор отметил также необходимость устранения ряда барьеров для передачи финансовыми организациями сопровождающих операций (бухучета, финансовой отчетности и раскрытия информации) специализирующимся на этом компаниям. Что дополнительно подстегнуло развитие бизнеса в сфере финансового консалтинга и бухучета на аутсорсинге.

Что выбрать для себя решать каждой компании приходится индивидуально, с учетом и собственной корпоративной политики, и ресурсов, и внутренней готовности команды.

Статья опубликована на finbuzz.ru

Автор: Евгений Роднянский, руководитель департамента Microsoft AX компании Navicon.

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики