Создатели объемных картин

31.10.2016


			Создатели объемных картин 			Создатели объемных картин

В кризис бизнесмены начинают задумываться о тонких методах сокращения издержек и повышения рентабельности. Настоящий звездный час переживают сейчас технологии и практики, c помощью которых компании могут достичь своих коммерческих целей путем наилучшего использования имеющихся данных.

Именно поэтому, в отличие от других классов делового программного обеспечения (ПО), актуальность внедрения систем бизнес-аналитики (business intelligence, BI) в трудные с экономической точки зрения времена не ослабевает, а только усиливается.

«Лунная» дорожка

Всего за последние несколько лет развитие средств визуального представления данных, мобильных и «облачных» технологий сделало BI-инструменты массовыми. Рынок этих решений постоянно растет, переживая далеко не первую волну интереса, связанную и с появлением новых технологий, и с непростыми переменами в экономике. По версии аналитической компании IDC, в период до 2018 г. рынок BI будет ежегодно расти в среднем на 10%.

По словам Марии Авериной, руководителя департамента интеграционных услуг и комплексных решений компании Navicon, рынок корпоративных BI-решений развивается сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, увеличивается сегмент так называемых self-service, или самообслуживаемых систем. Если раньше большинство технических задач по бизнес-анализу ложилось на плечи IT-отдела, сегодня в ходу инструменты, позволяющие обычному бизнес-пользователю проводить анализ данных с минимальными трудозатратами. К примеру, востребованы «облачные» инструменты бизнес-анализа, предоставляющие средства для сбора и обработки данных, а также интерактивную информационную панель для визуализации отчетности (дашборд). Для бизнеса это означает, что большинство задач по обработке данных переходит непосредственно к подразделениям компании. Аналитики IDC заявляют, что расходы на self-service инструменты обработки данных и визуализации отчетности растут в 2,5 быстрее, чем на традиционные BI-инструменты.

Во-вторых, c ростом тенденции к оцифровке любых данных – будь то показатели промышленных датчиков или номера автомобилей, регистрируемые видеокамерами, – компаниям все чаще приходится работать с неструктурированной информацией. В частности, совершенствуются и набирают популярность системы видеоаналитики, машинного зрения – решения для распознавания номеров, образцов, лиц. Объемы таких данных ежегодно растут, что влияет на развитие рынка BI.

И в третьих, на рынок BI-решений выходят новые игроки. Компании, которые исторически смогли накопить и продолжают консолидировать большие массивы разнообразных данных, такие, как «Яндекс» или телеком-операторы, оценив перспективу, принялись разрабатывать собственные аналитические инструменты, обрабатывая свои информационные базы. К примеру, по заявлениям «Яндекса», алгоритмы, анализирующие взаимосвязь между данными, уже активно работают на рынке b2b – от анализа загруженности дорог для логистических компаний до мониторинга производственных мощностей в промышленности.

Параллельно происходят изменения, cвязанные с трансформацией понятия BI. Антон Заяц, директор по развитию бизнеса компании «SAS Россия/СНГ», рассказал, что за последние несколько лет произошло четкое разделение понятий BI и BA (business analytics), то есть аналитической отчетности и собственно аналитики. «У большинства практиков на рынке уже есть понимание, что BI позволяет исследовать, что было в прошлом, а BA – прогнозировать наступление событий в будущем и искать скрытые закономерности, – говорит он. – Сейчас аналитика предполагает серьезный уровень погружения в предметную область. Поэтому если раньше ставились общекорпоративные задачи по анализу общих показателей, например, выручки или себестоимости, то теперь уклон идет в сторону гибких решений, дающих возможность более детально погружаться – до разрезов и первичных данных».

Впрочем, для России, считает Алексей Ильин, заместитель генерального директора компании «Нетрика», куда важнее изменения в структуре рынка: появление интереса к BI-решениям со стороны государства стало одновременно и мощным драйвером рынка, и двигателем для импортозамещения. Разумеется, этот процесс задает направления развития рынка: с одной стороны, в системы бизнес-аналитики добавляется специфическая функциональность, востребованная госсектором, – например, в части интеграции с информационными системами регионов и формирования статистических отчетов. С другой стороны, все больше компаний работают как с проприетарным, так и со свободным ПО.

Уже не роскошь


Закономерно изменилось и восприятие BI-решений клиентами. Сергей Громов, генеральный директор компании BI Consult, говорит, что если несколько лет назад бизнес-аналитика считалась элементом роскоши в бизнесе, то сейчас топ-менеджеры считают BI, безусловно, необходимым инструментом. Объясняется это тем, что BI-системы имеют большую ценность для компаний, а индикатором спроса является стоимость проектов: если поначалу она составляла $40 000 – 50 000, то теперь речь зачастую идет о нескольких миллионах долларов.

«Бизнес сейчас тесно связан с цифровыми данными, объемы которых с каждым днем растут, поэтому испытывает колоссальную потребность в инструментах для их анализа информации и получения дополнительного дохода – а BI-системы могут это дать, – поясняет Сергей Громов. – Особенно остро это заметно на таких высококонкурентных рынках, как российский. Например, на Западе, где маржа уже очень мала, всего 2–3%, спрос на BI-системы колоссален. Маржа в России еще позволяет обходиться без них, но не за горами время, когда компании будут конкурировать с помощью внедренных IT-решений и, в частности, BI».

Но если конкуренция еще не столь велика, то какими продуктами пользуются российские компании? Петр Травкин, ведущий консультант по аналитическим системам Hitachi Data Systems приводит статистику, согласно которой зарубежное ПО занимает на рынке BI до 90%. «Основная масса отечественных продуктов выросла из заказных разработок, ориентированных на решение задач конкретных заказчиков, а это не самый прочный фундамент для создания универсальной платформы, – продолжает он. – Крайне маловероятно, что это положение как-то изменится в ближайшее время: ведь пока российские производители, в отличие от ведущих зарубежных вендоров, не могут предложить необходимого функционала и качества решений. Исключением может служить лишь госсектор или компании с государственным участием, где возможность использования иностранного ПО ограничена законодательно».

Знаешь меня?


Андрей Нугманов, партнер компании AT Consulting, директор блока Business Intelligence, рассказывает, что всего каких-то пять лет назад заказчиками BI-решений были в основном банки и телеком-игроки. По его словам, сейчас трудно назвать отрасль без BI-проектов: помимо традиционных заказчиков, к таким решениям сейчас активно проявляет интерес и промышленный сектор. При этом, как отметил Иван Вахмянин, глава компании Visiology, набирает популярность именно российское аналитическое ПО, причем как со стороны коммерческих организаций (по экономическим причинам, связанным с подорожанием зарубежного ПО из-за курсовых изменений), так и со стороны госорганов (в рамках политики импортозамещения). В целом же заказчики стараются минимизировать риски при внедрении проектов, поэтому до реализации полноценного кейса компании стали чаще реализовывать пилотные proof-of-concept проекты, а также проводить аудит данных и процессов управления.

Рассуждая, что же сейчас наиболее актуально и кто основной заказчик BI, эксперты, опрошенные «Ко», однозначно отмечают госсектор и компании с государственным участием. Так, по мнению Алексея Ильина, в госсекторе сегодня наиболее востребована функциональность так называемых мониторов руководителя, которые позволяют загружать данные из информационных систем госучреждений или регионов, оперативно анализировать их и принимать качественные управленческие решения. Для этих заказчиков особенно важно, чтобы решение работало как в режиме онлайн, так и без доступа к Сети. Например, некоторым руководителям необходима возможность работать с данными прямо с iPad в салоне самолета – это редкие часы, когда никто не отвлекает, и можно погрузиться в аналитическую работу.

Если же оценивать ситуацию с технологической точки зрения, то наиболее значимые и крупные проекты лежат в сфере создания цифровой интеллектуальной среды. «Хранение огромных объемов информации в любом формате, умение ее быстро обрабатывать и мгновенно применять, использование искусственного интеллекта – основа конкурентоспособности в нынешних условиях, – делится опытом Андрей Нугманов. – Эти операции реализуются через технологии Big Data, Machine Learning, In-Memory Computing и Online Streaming. Мы объединяем эти решения в единый мозговой центр создания цифровых услуг Data Management Platform – и клиент получает мощный инструмент развития бизнеса, позволяющий придумывать и в короткий срок реализовывать инновационные идеи».

BI пойдет в массы


Набранный в кризис темп роста, по мнению основных игроков рынка BI, в ближайшие несколько лет, скорее всего, сохранится. Причем, как это и свойственно большинству технологий, cо временем BI-системы станут доступными не только крупным заказчикам, но и компаниям с более скромными масштабами бизнеса. Так, Антон Заяц считает, что благодаря открытым архитектурам и возможности развертывания в «облаке» аналитика становится доступной для среднего бизнеса. Соответственно стоит ждать роста количества проектов в этом сегменте. «Мы также ожидаем рост интереса к доступной аналитике для конечных бизнес-пользователей – интерактивной аналитической отчетности и системам визуального анализа и исследования данных, – прогнозирует Антон Заяц. – Мы видим подтвержденный интерес к аналитическим проектам для контроля качества и надежности бизнеса и оптимизации ресурсов».

Но плацдармом для дальнейшего развития потенциала BI все же останется крупный бизнес. В этом уверен Петр Травкин: «Учитывая тренды работы с большими данными, полем для развития решений бизнес-аналитики станет крупный бизнес. В структуре инвестиционных затрат в этом сегменте системы бизнес-аналитики занимают большие объемы. И если компании хотят оставаться конкурентоспособными на своем рынке, эту часть бюджета сокращать нежелательно». Также вероятно, что заказчики удвоят свои усилия по сравнительному анализу продуктов: последствия неправильного выбора поставщика будут еще тяжелее, чем раньше. И поставщику нужно уметь донести до клиента преимущества своего продукта.

Донести ценность BI, пока этот рынок еще не так насыщен, как, к примеру, рынок ERP, в ближайшее время можно будет по-прежнему без особых усилий. «Рынок будет расти, оснащаться новыми техническими решениями и новыми подходами к реализации и внедрению этих решений, – комментирует Мария Аверина. – Но в целом показатели будут ниже, чем запланированные IDC 8% роста мирового рынка BI: на мой взгляд, в России наметится тенденция к росту рынка в 4–5% на ближайшие несколько лет».

Более оптимистично на развитие ситуации смотрит Алексей Ильин: «Темпы роста российского рынка предсказать сложно: я бы склонялся к тому, что среднегодовой рост в ближайшем будущем составит около 6–8%. Но эта цифра может существенно вырасти за счет отдельных отраслей, в частности, госсектора».

Статья опубликована на сайте интернет-журнала о бизнесе "Компания"

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики