Большие надежды микрокапитала

30.09.2016


			Большие надежды микрокапитала			Большие надежды микрокапитала
Как прогрессивные технологии скоринга и идентификации меняют рынок микрофинансирования

Ужесточение законодательного регулирования микрофинансового рынка, возрастающая конкуренция с банками и стабильно высокие риски стимулируют развитие ИТ-решений, направленных на снижение издержек организаций. Технологии кредитного скоринга, автоматической идентификации клиентов позволяют получать дистанционно те услуги, которые раньше были доступны только при персональном посещении офиса МФО.

В 2016 году российский рынок микрофинансирования серьезно трансформировался под влиянием двух законодательных инициатив. Во-первых, в марте вступили в силу поправки к Закону № 151-ФЗ «о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». теперь МФо делятся на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные компании (МКК). Все крупные игроки микрофинансового рынка попадают под категорию МФК (должны обладать капиталом не менее 70 млн рублей) и подчиняются более жестким правилам со стороны ЦБ. Почти в то же время в госдуме был принят резонансный законопроект о регулировании коллекторской деятельности.

Новые законодательные инициативы подразумевают ограничения в предельной величине стоимости займов, в предельном размере начислений штрафов и процентов по займу, а также необходимость подключения к электронной системе Банка России и ежедневного мониторинга сообщений в личном кабинете и многое другое. Все это создает дополнительные издержки для МФо, которые и так отягощены высокими рисками: микрофинансовые организации, в отличие от банков, работают не на привлеченных средствах, поэтому все риски невозврата и мошенничества несут владельцы бизнеса. Для снижения издержек привлекаются Ит-ресурсы – внедрение автоматизированных решений позволяет уменьшить штат сотрудников МФо даже в сложившейся ситуации.

Основное направление развития технологий на рынке микрофинансирования — упрощенная система скоринга и идентификации клиентов. На сегодняшний момент есть целый кластер скоринговых систем, которые используют различные источники данных, от социально-демографических характеристик и кредитной истории до информации из социальных сетей и от операторов связи. Для многих компаний именно глубина и качество скоринга способствует росту темпов бизнеса: например федеральный сервис онлайн-микрокредитования «Робот Займер», который внедрил систему оценки платежеспособности клиентов по более чем 1800 параметрам, определил прирост портфеля компании за 2015 год в 1065%.

Более того, скоринговые модели быстро адаптируются под требования динамичного Ит-рынка: с развитием облачных технологий появились, например, системы скорринга и андеррайтинга, работающие по модели «as a Service» (Scorista и др.). А с ростом интереса к таким компаниям, как MoneyMan и «МигКредит», запустившим полный цикл дистанционного микрофинансирования, разработаны модели дистанционного скоринга, извлекающие данные из сторонних источников. ID Finance, финтех-проект, запустивший скоринговые модели для MoneyMan и сервиса POS-кредитования AmmoPay, получает информацию из антифрод-сервисов (систем обнаружения мошеннических платежей), системы «национальный хантер», открытых данных аккаунтов заемщиков в соцсетях, а также обменивается данными с Росифинмониторингом и даже изучает устройство пользователя, с которого произведен вход в систему кредитования.

С ростом сегмента онлайн-микрокредитования динамичное развитие получили и технологии, которые позволяют полностью исключить человека из процессов идентификации: например ресурсы автоматического анализа сканов документов и фотографий в процессе оформления заявки. В России эта инициатива поддерживается на федеральном уровне: Банк России уже обсуждает возможность упрощенной идентификации клиентов с использованием Единой системы идентификации и аутентификации под управлением Минкомсвязи, где зарегистрировано 22 млн россиян. Во многом эта инициатива укладывается в общую государственную политику в отношении микрофинансовых организаций: для увеличения прозрачности решений о займе с марта 2016 года МФК могут проводить транзакции онлайн только в том случае, если клиент уже прошел упрощенную идентификацию в банкепартнере. наличие единой системы идентификации значительно ускорит этот процесс.

Наконец, снижения издержек МФо добиваются благодаря автоматизации внутренних процессов в организации: работы агентов по взысканию, а также оформления дел и подачи заявлений в суд. В кредитовании большой процент невозвратов, поэтому для эффективной работы агентов по взысканию они должны всегда иметь возможность провести транзакции онлайн через личный кабинет, прямо на встрече с клиентом. А благодаря цифровым системам оформления и подачи заявлений в суд можно значительно сократить штат сотрудников, работающих с документацией. такой проект мы реализовали для одного из наших клиентов: полностью автоматизировали процесс судебного производства, в том числе процессы формирования пакета документов для подачи в суд и распределения дел по подсудным территориям.

Таким образом, в целом рынок технологий для микрофинансов развивается, но сравнительно невысокими темпами: динамике мешают серьезное регулирование отрасли, высокие риски для МФо и в целом низкий интерес со стороны сектора к прогрессивным технологиям. В отличие от самых быстрорастущих региональных микрофинансовых рынков Индии или Кении, где динамика МФо обусловлена прежде всего интересом со стороны сегмента клиентов, которые вообще не пользуются услугами банков (так называемые unbanked), в России сектор технологий для микрофинансирования перспективен. на российском рынке потребность во внедрении высокотехнологичных инструментов уже осознается потребителями и игроками рынка, но в данный момент слабо поддерживается со стороны регулятора или государственного управления. Поэтому пока эксперты предсказывают всего 4-процентный рост российского рынка микрофинансирования в 2016 году и длительную стагнацию впоследствии.

Статья  была опубликована в журнале Микрофинансирование в России

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики