Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS

И почему в России до сих пор этим никто всерьез не занимается

19.01.2017


			Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS			Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS

Доставка медицинских и смежных грузов — отрасль, которая становится все «умнее» и технологичнее. Логистические компании постоянно сталкиваются с новыми вызовами: доставлять еще быстрее, брать на себя еще больше функций, давать больше гарантий.

И если с обработкой грузов помогает справиться автоматизация и работа с данными, сохранность их при транспортировке и хранении сложно поручить одним только ИТ-технологиям. Вот почему.

Логистика грузов для здравоохранения: в чем сложность?

Компания, которая планирует заниматься перевозкой грузов для отрасли здравоохранения, сталкивается сразу с рядом трудностей. Они в основном завязаны на специфичность таких грузов и необходимость искать индивидуальный подход к отправлениям. Так, нужно обращать пристальное внимание на условия хранения (может требоваться температура от -70 градусов по Цельсию), срок хранения (из-за ограниченного срока годности может понадобиться ускоренная доставка), хрупкость грузов и прочие факторы.
Некоторые препараты требуют переупаковки в процессе доставки или взятия пробы в процессе — тут уже не обойтись без профильных специалистов.
Это накладывается на высокую стоимость грузов.

Лариса Морозова, директор по развитию международного бизнеса компании LCM-Express, отмечает, что перевозка медицинской и фармацевтической продукции всегда обходится компании-логисту значительно дороже других грузов:

Стоимость перевозки медицинской продукции всегда будет выше, чем стоимость перевозки иного груза, аналогичного в размерах. Неважно, будет ли перевозиться целый поддон или одна отдельная упаковка — для транспортной компании это, скорее всего, означает, что эта перевозка не может быть укомплектована иными заказами. Однако всегда можно найти пути оптимизации расходов и увеличения эффективности отрасли.

Ключевые моменты, на которых надо сосредоточиться логистам:
— оптимизация малопродуктивных затрат;
— сокращение времени цикла заказов;
— оптимальное перераспределение расходов.

Кроме того, компании, которые занимаются логистикой грузов для здравоохранения, должны придерживаться определенных стандартов, а также следить за законодательствами стран, где идет работа: химические и биологические грузы наиболее часто попадают под ограничения.

Каких технологий не хватает фармлогистике?

Рассказывает Евгений Смирнов, заместитель гендиректора ИТ-компании Navicon:

Сегодня большинство специализированных складских комплексов для фармацевтики оснащено системами WMS, которые автоматизируют процедуры приема, размещения и хранения товаров, а также обеспечивают грамотное зонирование складов и маршрутизацию техники на их территории.

Потенциал систем повысится, если поддержка будет осуществляться за счет передовых инфраструктурных технологий: систем дистанционного мониторинга, роботизированных комплексов. И такие примеры уже есть на логистическом рынке: компания Amazon за счет передачи роботам рутинных операций в складских комплексах снизила операционные расходы каждого склада на 20%.

В части транспортировки фармпродукции важно тщательно планировать количество товара, которое будет отгружено на склады и в розницу и, что главное, будет востребовано конечным потребителем.

Чтобы минимизировать затоваренность складов и возвраты товаров производителю, аналитические системы нового поколения должны точно прогнозировать спрос на фармпрепараты по многочисленным параметрам покупательской аудитории: район города, демография, образование и другие. Соответственно, фармкомпании получат более точные заказы на свою продукцию, смогут более взвешенно управлять складскими запасами и оптимизировать отгрузки в аптеки. Такие аналитические решения уже развиваются на рынке.

В фармотрасли также важно очень точно прогнозировать маршруты и оптимальные условия перевозок товара (например, разницу климатических условий в регионах). Логистические компании несут высокие издержки из-за недостаточно эффективной координации между фармпроизводителями и дистрибьюторами / аптечными сетями.

Будущее — за теми решениями, которые позволят результативно координировать вторичные продажи лекарственных препаратов (через дистрибьюторов и сети) с работой складов и транспортной логистикой.

Системы управления цепями поставок (SCM) все еще требуют ряда доработок в части организации внутриотраслевых коммуникаций.

В розничных точках, в свою очередь, популярность завоюют технологии анализа и оптимизации ассортимента товара: машинное зрение и автоматические системы мониторинга. В ближайшем будущем в аптеках появятся камеры высокого разрешения и сенсоры, которые смогут в режиме онлайн оценивать состояние полок. Такая система подскажет, где и как оптимизировать выкладку товара: например, если количество продукции на полке сократилось до критического и требуется заполнение полки товаром со склада.

Решить такие проблемы локальной логистической компании обычно не под силу: внутри небольшого рынка каждому отправителю легче организовать собственную логистическую цепочку. А если говорить о больших масштабах, то запуститься с нуля на глобальном рынке фактически нереально. По этим причинам в России, например, до сих пор отсутствует крупный перевозчик термочувствительных грузов, и фармкомпании и лаборатории вроде «Инвитро» формируют цепочки перевозок своими «руками».

Медицинская логистика в UPS

Все началось в 2000 году, когда UPS приобрела канадскую компанию Livingston, которая специализировалась на доставке грузов для отрасли здравоохранения, а также потребительских и хайтек-товаров. После этого развитие UPS в сфере медлогистики пошло с Запада на Восток.

Последним на данный момент масштабным проектом UPS в сфере медицинской логистики в Европе стал центр для обработки фармацевтических грузов в нидерландском Рурмонде, открытый в июне 2015 года. За месяц до этого схожий сортировочный центр UPS запустила в аэропорту Схипхол в Амстердаме.

Центр в Рурмонде стал частью плана UPS по экспансии в Европе. Сейчас у компании в общей сложности 10 центров, обслуживающих отрасль здравоохранения в Европе. При этом рурмондская локация, где компания обосновалась еще в середине 1990-х, ближе всего к европейскому авиаузлу UPS в аэропорту Кельн-Бонн (около полутора часов езды). Таким образом, именно отсюда можно доставлять фармацевтические (и любые другие) грузы максимально быстро: UPS утверждают, что доставить груз до половины населения планеты они смогут за 7 часов.

Что происходит в Рурмонде?

Вызовы, которые встают перед логистической компанией, правильнее всего решать за счет масштаба. Большой объем перевозок легче автоматизировать, а наличие множества центров и офисов в разных странах ускоряют доставку. Это, в свою очередь, увеличивает объем… В общем, замкнутый круг — в который, как уже говорилось, сложно войти маленькой компании.

UPS же со своими объемами работы (а компания доставляет, согласно внутренней информации, более 128 тысяч тонн продуктов ежегодно только для отрасли медицины) может и автоматизировать процесс, и выиграть от вложений в обустройство логистических центров.

Рурмонд — большая сортировочная «машина» для грузов. Сюда попадают грузы, которые будут распределены по Европе или отправятся дальше по миру. Но UPS не только сортирует грузы, но и хранит их, управляет партиями поставок, контролирует качество упаковки…


Согласно исследованию Pain in the Chain, которое проводилось UPS и TNS в 2015 году, для 75% процентов опрошенных ЛПР, работающих в области здравоохранения, на первом месте стоит безопасность отправлений — что интересно, этот показатель вырос на 20% с 2014 года. Ориентируясь на запросы рынка, в рурмондском центре UPS решил сделать фармацевтическую лабораторию, где можно заменить капсулу продукта, взять пробу из партии, хранить контрольные образцы.

Также внимания заслуживает температурный режим центра. На складе грузы могут храниться с при температуре от +25 до -70 градусов по Цельсию, а также охлаждаться в сухом льде (который может быть использован и при транспортировке). В целом с помощью своей логистической сети UPS наладили непрерывную «холодовую» цепочку для перевозки по воздуху и морю, что, согласно исследованиям, крайне важно для перевозки термочувствительных грузов.

Возможно ли подобное в России?

В беседе с Rusbase Иван Шацких, генеральный директор UPS Россия, отметил, что компания планирует построить центр, аналогичный рурмондскому, в одном из аэропортов Подмосковья и изучает рынок, чтобы понять, в каком направлении двигаться.

Ранее Шацих говорил, что санкции против России серьезно осложнили работу американского бизнеса, и UPS как американской компании. При этом Россия будет для UPS одним из приоритетных рынков в ближайшие годы, несмотря на недостаточно развитое регулирование логистической отрасли и неподготовленность клиентов. В целом в Европу (куда входит российский рынок) UPS планирует инвестировать $2 млрд до 2019 года.

Своими клиентами в российской отрасли перевозки фармгрузов UPS видит те компании, которые сейчас вынуждены организовывать логистику самостоятельно из-за отсутствия крупных игроков на этом рынке.

Несмотря на общий застой рынка логистики (в 2015 году объем логистических перевозок в России, согласно исследованию «Российский рынок логистических услуг 2016. Тенденции рынка», упал на 0,5% — не последнюю роль в этом сыграла неразвитость транспортной инфраструктуры), фармлогистика все же начинает развиваться.


Так, в 2015 году в России стартовал проект «Стандарты качества фармацевтической логистики». Его руководитель Олег Дорожинский говорит, что их цель — определение стандартов качества и налаживание регулирования в области логистики фармацевтики и термочувствительных грузов. Кроме того, компания представляет себя консалтером по вопросам логистики и организовывает одноименную конференцию.

«Российские компании даже не начали полноценно передавать свою логистику на аутсорсинг, — отмечает глава GEFCO Люк Надаль в интервью изданию «Коммерсантъ». — Постепенно этот процесс набирает обороты в сотрудничестве со средними компаниями, но крупные российские компании все еще предпочитают пользоваться услугами своих внутрикорпоративных транспортных подразделений».

Действительно, согласно отчету Deloitte, на долю логистического аутсорсинга в 2011 году приходилось около 22% от всего объема рынка логистики ($62 млрд по отношению к $284 млрд). Тем не менее Надаль уверен, что со временем тенденция передавать логистику на аутсорсинг распространится, и крупные компании будут распродавать свои транспортные подразделения, чтобы сосредоточиться на профильном бизнесе.

Высоко оценивает перспективы рынка логистики фармацевтических и термочувствительных грузов и эксперт АО «Национальная иммунобиологическая компания» (входит в Госкорпорацию Ростех), медицинский директор Александр Власов:

Сегодня РФ испытывает недостаток в квалифицированных логистах национального уровня для доставки иммунобиологических препаратов по системе холодовой цепи и рынок данных услуг будет только расширяться.

Так, стандарт GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика), активно внедряемый в нашей стране, направлен на обеспечение качества препаратов на всем пути от производителя до аптек и медицинских учреждений. Для нашей компании, обеспечивающей потребности отечественной системы здравоохранения в препаратах крови, вакцинах НКПП, критична именно холодовая цепь. Только в 2016 году мы отгрузили более 125 миллионов доз вакцин в рамках НКПП даже в самые удаленные регионы страны.

Также важно отметить, что рынок отечественных иммунобиологических препаратов, благодаря активной работе отечественных производителей в направлении импортозамещения, активно растет (в 2013-2016 годах доля иммуно-биологических препаратов отечественного производства — около 40%, в 2020 году, в соответствии с программой развития фармацевтической отрасли, будет более 80%).

Задача всех, кто работает на этом рынке, осложняется большой протяженностью нашей страны и наличием малонаселенных территорий. В данном случае неправильная логистика может составить до половины стоимости препарата. Чтобы обеспечить поставку препаратов с соблюдением всех норм и правил, а также контролировать качество на всех этапах, и даже для сокращения издержек, мы через полгода запускаем собственный логистический проект.

Согласно исследованию трендов логистики Data Insight за 2016 год, среди трендов отрасли сейчас можно особенно отметить перевозку ювелирных изделий, лекарств и алкоголя, причем спрос на перевозчиков в этих категориях будет расти. Прогноз можно считать позитивным для UPS и других компаний, которые надеются отхватить себе долю на рынке перевозки медицинских, фармакологических и термочувствительных грузов.

Статья опубликована на сайте Rusbase

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon и Original Group помогут российским фармкомпаниям вовремя внедрить систему маркировки лекарств

Navicon разработал портал регистрации продукции для STIHL

Navicon представил обновлённый стек ИТ-решений для фармацевтики