ИТ-практики об итогах и перспективах: Владимир Шаров, Navicon

Можно прогнозировать, что BI и CRM останутся самыми востребованными инструментами в бизнесе. Формирование индивидуальных предложений, работа с клиентами, постпродажное обслуживание будут осуществляться на...

01.06.2017


			ИТ-практики об итогах и перспективах: Владимир Шаров, Navicon			ИТ-практики об итогах и перспективах: Владимир Шаров, Navicon

Владимир Шаров, управляющий партнер, один из основателей ИТ-компании Navicon.

Наиболее важные, с вашей точки зрения, ИТ-тенденции и события 2016 г. в мире и России?

В 2016 году мы увидели, как, с ростом количества данных во всем мире, взрывным образом вырос интерес к аналитическим инструментам. Если и у бизнеса, и у потребителя есть доступ к абсолютно любой информации, а победа в конкурентной борьбе зависит от алгоритмических инструментов и математики, то предприниматели начинают полагаться на мнение машины больше, чем на опыт человека.

Отсюда такое внимание к решениям в области прогнозной (или предиктивной) аналитики, оптимизационного планирования. Сложные системы анализа на основе структурированных и неструктурированных данных позволили строить неограниченное количество вариантов сценария для бизнеса.

При изменении внутренних или внешних факторов система сама выбирает нужный сценарий и выдает набор управленческих «подсказок» для руководителя. В 2016 году мы реализовали множество подобных проектов — причем в самых разных отраслях, от FMCG-производств до сельскохозяйственных предприятий.

Предиктивная аналитика — это то, что помогало в 2016 году заводам оптимизировать загрузку и ремонт техники, банкам — предсказывать поведение покупателя и его предпочтения, розничным сетям — открывать прибыльные торговые точки, крупным холдингам — бюджетировать свои расходы и доходы.

Серьезно повысилось качество аналитических решений в области data mining и machine learning, Интернета вещей, аналитики больших данных, видео-аналитики. Одновременно с этим в 2016 году аналитические инструменты впервые стали доступны для компаний любого масштаба (за счет общего снижения стоимости ИТ-инфраструктуры, сбора и хранения данных), а простота работы с аналитикой и визуализация данных позволили обходиться без помощи специально обученных аналитиков и программистов.

Это открывает абсолютно новые конкурентные возможности для множества небольших компаний, которые будут входить на рынок, не имея никакого опыта в данной отрасли, и теснить крупных игроков — за счет лучшего понимания клиентов, возможности быстро анализировать ситуацию и принимать решения.

Примеры этому уже есть — например, среди телеком- и интернет-компаний, которые исторически смогли накопить большие массивы разнообразных данных и могут создавать на их основе новые сервисы и продукты в других областях — здравоохранении, перевозках или e-banking.

«Яндекс», например, в этом году предложил собственные решения для оптимизации производства и даже реализовал первый проект в металлургической области.

Что касается других технологических инициатив за 2016 год, то в сфере банков и финансов активно развивались блокчейн и криптовалюты, робо-адвайзинг, системы бесконтактных платежей и мобильные сервисы, системы для онлайн-обслуживания клиентов и денежных переводов — в том числе и уже привычные чатботы.

Системы на основе машинных алгоритмов и здесь начали вытеснять человека — например, многие банки начали внедрять скоринговые системы. Теперь банк выдает кредиты на основе машинного анализа вместо того, чтобы опираться на мнение банковских аналитиков.

2016-й год также показал, что законодательные и юридические обоснования не поспевают за технологическим развитием общества. В прошлом году много говорилось о необходимости стандартизации для таких новых технологических областей, как Интернет вещей, телемедицина, блокчейн и других.

Поэтому в ближайшем будущем, на мой взгляд, государство будет играть бОльшую роль на ИТ-рынке, взяв на себя функции законотворчества и разработки отраслевых стандартов.

Основные итоги года для вашей компании? Достижения, новые проекты, новые продукты, новые клиенты, продукты-бестселлеры? Какие продукты или проекты вы бы назвали для себя «прорывом» и почему?

За прошедший год мы смогли успешно развить идею self-service аналитики и качественной визуализации данных для бизнес наших заказчиков. Как следствие — нам удалось реализовать множество успешных аналитических проектов, в частности, на платформе Tableau — одного из ведущих мировых разработчиков аналитических систем, лидера BI-квадранта Gartner.

Интеграция стала еще одним популярным направлением проектов в 2016 году. Возможность работать с очищенными и выверенными данными из самых разных источников была крайне востребована среди наших заказчиков.

Один из примеров таких проектов — внедрение в компании «Русское море» (крупный производитель рыбной продукции) интеграционного решения для работы с данными о продажах через дистрибьюторов.

В прошедшем году Navicon значительно расширил свою экспертизу в области автоматизации управления отношениями с клиентами. Самый масштабный для нас проект в этом направлении — внедрение отраслевой системы Navicon Pharma CRM для крупного российского фармпроизводителя «Р-Фарм».

На реализацию проекта ушло около 4500 человеко-часов, автоматизировано 156 рабочих мест. В системе работают шесть департаментов на всей территории РФ в разных часовых поясах, сейчас идет масштабирование системы в офисе «Р-Фарм» в Казахстане.

В 2016 году мы также расширили линейку собственных отраслевых разработок компании. Для фармацевтических компаний Navicon выпустил облачное решение Navicon Hermes, позволяющее эффективно контролировать выполнение маркетинговых соглашений между фармпроизводителями и аптечными сетями.

Также в портфеле компании стало больше бизнес-приложений для автоматизации маркетинга и оптимизации работы с клиентами — за счет решений bpm`online и ClickDimensions.

В целом фармацевтический рынок остался приоритетом Navicon, поскольку мы уже наработали самую большую экспертизу в фармотрасли среди российских интеграторов. Наши собственные отраслевые разработки — Navicon Pharma CRM, Navicon SalesOut, Navicon Hermes — учитывают тонкости и нюансы ведения фармбизнеса в России и особенности законодательного регулирования и стандартизации отрасли.

Кроме того, менее чем за год мы смогли выйти и успешно закрепиться на новом для нас рынке — FMCG. Среди наших новых решений для отрасли — CRM для автоматизации работы торговых представителей и мерчендайзеров FMCG-компаний, а также BI-решение для глубокого анализа каналов привлечения покупателей и их влияния на продажи.

Наконец, мы вышли на рынок агропромышленности, предложив российским агрохолдингам готовый стек решений для оптимизационного планирования, управления активами и предиктивной аналитики.

Ваши прогнозы развития индустрии на 2017 г.? Что изменится в ИТ, какие моды утихнут, какие тенденции разовьются?

В 2017 году глобальных изменений на ИТ-рынке, на мой взгляд, мы не увидим. Когда небольшие инновации внедряются во всех экономических сферах ежедневно, маловероятно появление таких же прорывных технологий, как нейронные сети в 60-е годы прошлого века.

Скорее, мы будем наблюдать дальнейшую оптимизацию бизнес-процессов при помощи давно известных ИТ-инструментов, обретающих «вторую жизнь» благодаря удешевлению и развитию технологий. Например, так произойдет с Интернетом вещей: межмашинное взаимодействие как глобальная технологическая концепция известно без малого 30 лет, но только сейчас, когда датчики, сенсоры и камеры высокого разрешения стали доступны для массового использования, технология применима в масштабах производств.

С ростом интереса к технологиям будет совершенствоваться их инструментарий и методология: будут разрабатываться дорожные карты, стандарты и протоколы, реализуются законодательные инициативы.

В России, с ее огромными расстояниями, а, значит, и большим количеством технически сложных производственных объектов в зонах со сложным доступом, решения класса Индустриального интернета вещей (IIoT) могут дать весьма любопытные результаты.

Поэтому IIoT в России назван Минкомсвязи РФ приоритетным направлением развития ПО, и уже сейчас крупные национальные игроки ИТ и телекома, тот же госоператор «Ростелеком», занимаются стандартизацией технологии и предлагают пути ее законодательного регулирования.

Среди других приоритетных направлений в ИТ на 2017 год я бы по-прежнему назвал аналитические технологии, на которых через 3-5 лет будет построен любой бизнес. Аптечные сети и магазины по продаже товаров для дома будут планировать открытие новых точек, «вычислив» социально-демографические параметры будущих покупателей и рассчитав таким образом потенциальную выручку.

Аптечная сеть «Ригла» реализует такой проект уже сегодня. В промышленности аналитические системы смогут заменить «незаменимых» сотрудников, помогая планировать производственные процессы «от точки до точки», то есть от закупки сырья до отгрузки готового товара дистрибьюторам или в розницу.

Можно прогнозировать, что BI и CRM останутся самыми востребованными инструментами в бизнесе. Формирование индивидуальных предложений, работа с клиентами, постпродажное обслуживание будут осуществляться на основании глубокой аналитики данных о клиенте: всех его взаимодействий с компанией, social engagement и т.д.

Сфокусированная работа с клиентами поможет компаниям повысить свою маржинальность за счет продаж прибыльным и потенциально постоянным клиентам.

Статья опубликована на сайте PCMag Russia

Navicon выпустил решение для удаленной работы медпредставителей

Рост фармрынка обеспечен удорожанием продукции

Navicon получил статус золотого партнера Tableau

Принадлежащий Сбербанку фонд вложился в Kryon

Как повысить эффективность маркетинговых инвестиций в фармацевтическом ритейле