"Роль «первой скрипки» ИТ-рынка в 2017 году взяли на себя разработчики искусственного интеллекта"

Интервью с Ильей Народицким, директором по развитию международного бизнеса Navicon.

07.02.2018


			"Роль «первой скрипки» ИТ-рынка в 2017 году взяли на себя разработчики искусственного интеллекта"			"Роль «первой скрипки» ИТ-рынка в 2017 году взяли на себя разработчики искусственного интеллекта"
Чем Вам запомнился ИТ-рынок в 2017 году?

- 2017 год стал прорывным для инновационных технологий: разработчики "умных" алгоритмов машинного обучения, искусственного интеллекта и RPA (роботизированных решений) перешли от экспериментов к созданию реальных продуктов для массового потребителя и бизнеса. Более того, российские компании сами начали инвестировать в инновации: по результатам опроса глобального аналитического агентства PwC, 35% крупных отечественных предприятий и компаний уже вкладывают средства в ИИ-разработки. Руководители начинают понимать, что инвестирование в интеллектуальные технологии сегодня обеспечит фундамент для конкурентоспособности их бизнеса завтра.

Роль "первой скрипки" ИТ-рынка в 2017 году взяли на себя разработчики искусственного интеллекта.

Программисты добились серьезных успехов в создании технологий машинного и глубинного обучения, компьютерного зрения, обработки естественного языка, машинной аргументации и первых прообразов реального машинного интеллекта - так называемого "сильного ИИ". В ушедшем году ИИ стал настолько умным, что смог создавать себе подобных и даже изобрел уникальный язык (AI-агенты Facebook Боб и Алиса от заложенного программой английского перешли к общению на собственном языке). Искусственный интеллект появился в голосовых помощниках типа "Алисы" от "Яндекса", Alexa от Google, "яблочной" Siri, а также в другом пользовательском ПО, например, в автоответчике Gmail.

Ажиотаж вокруг технологии оказался настолько массовым, что большинство крупных ИТ-поставщиков сменило фокус своей работы: Microsoft в 2017 году объявил разработку ИИ-интерфейсов и интеллектуальных облачных инструментов одним из стратегических приоритетов компании. В августе корпорация анонсировала запуск платформы Project Brainwave для решения задач глубокого обучения и ИИ в режиме реального времени.

В России рынок искусственного интеллекта пока не так насыщен, как мировой: по оценкам аналитиков, к 2019 году он будет оцениваться всего в 28 млрд рублей. Отечественные компании в прошлом году инвестировали в ИИ-разработки, предназначенные для оптимизации и ускорения бизнес-процессов: решения в области обработки естественного языка, прогнозной аналитики, умного распознавания лиц или знаков. Следуя этому тренду, мы запустили линейку предиктивных, или прогнозных, решений, которые предназначены для моделирования сценариев развития бизнеса и оптимизации маркетинга, продаж и управления оборудованием на предприятии.

Одновременно в 2017 году произошел бум ботов для бизнеса - так называемых систем RPA (robotic process automation). Многие путают понятия "бот" и "умный помощник": в отличие от помощников, в RPA не заложен искусственный интеллект. Это простейшие программы, которые имитируют действия человека в задачах с четким алгоритмом действий.

Роботизация помогает компаниям избавить сотрудников от выполнения скучных, рутинных действий и позволяет высвободить ресурсы, как материальные, так и человеческие, для решения стратегических бизнес-задач и выполнения креативной работы, требующей системного человеческого мышления. Предприятия используют RPA для повышения производительности, анализа качества, снижения затрат, оптимизации производства и логистики и решения других задач, повышающих рентабельность компании. При этом их разработка не требует существенных инвестиций в ПО и оборудование. Поэтому аналитики прогнозируют, что в следующие 5 лет рынок RPA будет расти со скоростью в 33,3% - это почти в 2 раза выше динамики ИТ-рынка в целом.

Продолжил в ушедшем году расти и сегмент облачных решений: в аналитическом агентстве Forrester предполагают, что рынок облачных услуг в России к 2020 году достигнет 48 млрд рублей, что в три раза больше объемов двухлетней давности. На сегодняшний день, для иллюстрации, большинство заказчиков Navicon уже подключено к облачной ИТ-инфраструктуре.

Любопытно, что в 2017 году открылся новый "фронт" конкурентной борьбы между поставщиками облачных технологий - широкомасштабное внедрение облачного ИИ. На этом "поле битвы" уже отметились такие крупные игроки, как Amazon, Microsoft и Google: например, в облаке Microsoft Azure доступен целый набор интеллектуальных сервисов для обработки и визуализации информации, а Google развивает открытую программную библиотеку для машинного обучения - Tensorflow.

Переход разработчиков ИИ в облачную среду связан, прежде всего, с тем, что "умные" системы требуют огромных вычислительных мощностей для обработки данных. По этой причине работа с интеллектуальными алгоритмами была долгое время недоступна разработчикам, не привязанных к крупным корпорациям. А сами технологии были слишком дорогостоящи для таких пользователей, как, например, средний и малый бизнес. Поэтому в 2018 году мы увидим запуск алгоритмов машинного обучения на большинстве вендорских облачных платформ. Тем более, спрос есть: по оценке IBM, к 2019 году более 50% CEO собираются внедрять в работу технологии интеллектуальных вычислений.

Также уже несколько лет активно развивается сегмент решений в области Интернета вещей. Мы заметили, что выросло число запросов от промышленных предприятий на установку решений промышленного интернета для мониторинга и контроля производственного оборудования, а также оптимизации производственных и логистических процессов. Это особенно актуально для российских промышленных предприятий, которые имеют широкую, географически распределенную инфраструктуру: по результатам опроса PwC, 35 % производителей уже собирают данные с "умных" датчиков, а еще 17 % планируют этим заняться в ближайшие три года.

Наконец, весьма высокими темпами развивается и направление Blockchain и смарт-контрактов. Сейчас в России появляется много стартапов, которые создают платформы для рынков с "информационной асимметрией", то есть таких, где одна сторона сделки может владеть большим объемом информации, чем другая. Например, это актуально для рынка недвижимости: использование технологий распределенного реестра позволяет минимизировать влияние на сделки риелторов, которые всегда обладают более обширной информацией о рынке, чем продавец или покупатель, и других агентов.

В целом в 2017 году многие российские компании, занимающиеся разработкой и продажей инновационных решений, отметили рост интереса к отечественным разработкам за рубежом и вышли на международный рынок: объем глобальных продаж российского ПО и ИТ-услуг увеличился на 12% до 7,5 млрд долларов. Мы в Navicon заметили интерес международных заказчиков к решениям в области комплексной автоматизации фармацевтики, поэтому в 2017 году вышли на глобальный рынок со стеком решений, автоматизирующих маркетинг и продажи фармкомпаний.

На ваш взгляд, какие события в политике, экономике, ИТ-индустрии дадут возможность качественного и количественного роста российскому ИТ-бизнесу?


- Российские ИТ-программисты всегда ценились на международной ИТ-арене, однако сейчас на ИТ-рынке заметен серьезный дефицит кадров, которые специализируются на инновационных системах и решениях. Например, специалистов по сильному ИИ, разработчиков и дизайнеров интеллектуальных интерфейсов. В России есть образовательные учреждения и онлайн-платформы, занимающиеся подготовкой специалистов в области «умной» обработки данных: "Школа данных" Яндекса, "Сколтех" и "Иннополис", факультеты при таких вузах, как МФТИ, ИТМО. Да и сама российская школа программирования сильна: ежегодно наши разработчики выигрывают международные олимпиады по программированию. Тем не менее, дефицит ИТ-кадров в России - 350-400 тысяч специалистов, по оценке Минкомсвязи. Поэтому нужно создать сильную образовательную базу (школы, специализированные программы при университетах) для подготовки специалистов "нового поколения", умеющих работать с инновациями.

Могут ли в 2018 году появиться принципиально новые и инновационные продукты и технологии, и в каких областях?

- На мой взгляд, есть два перспективных направления.

Во-первых, это AR и VR-решения для бизнеса. Долгое время опорой индустрии служит потребительский сектор, в частности, игровой и развлекательный бизнесы. Тем не менее, сейчас корпоративные заказчики присматриваются к технологиям, которые, по их мнению, могут ускорить рабочие процессы и сократить издержки компаний. Не нужно далеко идти за примерами: Ford использует виртуальную реальность при моделировании работы производственных линий. Индустрия сейчас пытается найти практическое применение разработанным технологиям, и в будущем году, вероятно, появятся новые ИТ-решения в области проектирования и создания виртуального рабочего пространства. В том числе, первые решения из сферы «смешанной реальности».

Во-вторых, это решения в области машинного обучения в мобайле. Как и любая технология, ИИ идет по пути миниатюризации, и в 2017 году Google, Facebook и Apple запустили мобильные версии своих систем машинного обучения. Вполне вероятно, в ближайшем будущем мы увидим интересные разработки в области мобильных процессоров для машинного обучения.

Что бы Вы хотели пожелать коллегам и партнерам по бизнесу в наступившем 2018 году?

- Есть японская притча о создателях самурайских мечей. Мастер Мурамаса создавал мечи как разящее оружие, а мастер Масамунэ - как оружие для защиты. Решив сравнить остроту клинков, мастера опустили их в ручей, по которому плыли опавшие листья. Меч Мурамаса рассекал каждый проплывающий мимо листок. А меча Масамунэ листья не касались, оплывая вокруг. Хочется пожелать, чтобы, как и в этой притче, каждый наш сотрудник и бизнес-партнер нашел место, для которого предназначен: если вы хотите покорить горизонты - покоряйте, а если желаете защитить важное - не забывайте об этом желании в погоне за пьедесталом.

Статья опубликована на сайте: DailyComm

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon визуализировал логистику для «Р-Фарм»

Navicon усовершенствовал инструменты BI в «ЮниКредит Лизинг»

Navicon автоматизировал управление каналами дистрибуции в ООО «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»