Свободная касса. Открытость фискальных данных на руку не только производителям

13.11.2018

Внедрение онлайн-касс должно повысить не только доверие производителей сетям, но и точность получаемой информации. Фармритейл также сможет использовать эти данные для снижения издержек по различным клиентским программам.

Прожектор перестройки

Кризис — это полезно, потирают руки производители, когда речь заходит о передаче точных данных от аптек с онлайн-касс. Кризис — это плохо, сетуют некоторые сети в неофициальных беседах, когда речь заходит о раскрытии отчетов фискальных данных (ОФД) по продажам. Фармритейл в своей инертности не торопится видеть плюсы от необратимой прозрачности в отношениях. Но производитель, получив козыри, менять линию партии не собирается. «От сетей нам нужна большая детализация по самим торговым точкам, чтобы мы могли видеть, из какой конкретной аптеки уходит товар. Это позволило бы оценивать и перепроверять ряд параметров. Мы в начале пути договоров с сетями по предоставлению данных из онлайн-касс», — сообщил «ФВ» генеральный директор компании «Акрихин» Денис Четвериков.

Для многих производителей мониторинг данных по отгрузкам лекарственных средств в аптеки до сих пор является единственным каналом анализа эффективности маркетинговых акций. Однако он дает не самую точную аналитику маркетинговых активностей. Множество факторов может повлиять на точность анализа: закупки могут производиться с аптечных складов, а объем закупок может увеличиться как после рекламной акции, так и в силу избытка товара производителя на складе аптеки или дистрибьютора.

«Сейчас для повышения прозрачности часть производителей дает особые условия тем аптекам, которые предоставляют данные, например, по «уходимости» товара. При появлении на рынке аналитики с чековых данных от ОФД с онлайн-касс появится возможность получать подневную отчетность. Это позволит производителям точнее и раньше анализировать эффективность каждой проводимой акции», — поясняет коммерческий директор Navicon Евгений Смирнов.

Данные кассовых аппаратов могут увеличить детальность торговой аналитики.

Кривое зеркало

Пока сети озабочены сохранением коммерческой информации, они не видят очевидного преимущества — экономию на программах лояльности. «Фискальные данные позволяют вывести программы лояльности на новый уровень, — говорит директор по маркетингу аптечных сетей «Юнифарма» и «Росаптека» Константин Тиунов. — На основе анализа данных чека, которые содержат информацию о товаре, количестве, стоимости, адресе аптеки, можно мгновенно начислять покупателю бонусы, предоставлять скидки или кэшбек. По сути электронная копия чека заменяет собой карту лояльности. Уже сегодня существуют компании, которые предлагают производителям транслировать скидки покупателю напрямую. Сегодня похожие программы лояльности уже реализованы на примере карточных проектов некоторых производителей. Однако за счет использования фискальных данных стоимость внедрения становится ниже. Не требуются внешние системы аудита бизнес-процессов, ведь надежность ОФД неоспорима. Для аптечных сетей на основе фискальных данных появляется возможность дополнительно персонализировать свои программы лояльности, конечно, вкупе с модернизацией программного обеспечения и справочника товаров».

Модернизация ПО и чистка справочников — это та головная боль, лечение которой фармритейл все годы откладывал на потом. «Вопрос качественного матчинга в «прямом эфире» без ручной корректировки ошибок — это сложный процесс, над которым сейчас все бьются. И на эту сложность сейчас натыкается проект с ОФД. Фискальные данные лишь отображают выходящую информацию, — признается Виктория Андосова, генеральный директор «ФармХаб», платформы по закупкам и маркетингу в аптеках. — Есть проблемы с сопоставлением данных. В одном месте стоят штрих-коды, артикулы, в другом они отсутствуют».

Представитель «ФармХаб» поясняет, что погрешности способны нивелировать прирост продаж сети. Тем более, когда этот показатель в условиях кризиса снизился. Низкий уровень распознавания данных о поступлении и продажах препаратов способен дать погрешность до 10%. По дженериковым препаратам вероятность ошибки возрастает многократно. Чтобы построить достоверные каналы передачи данных, нужно приложить немало усилий. Необходимы механизмы, которые зафиксируют данные со складской программы, онлайн-касс, а затем сведут показатели, выдав точные данные.

Денис Кунгуров

Статья опубликована на сайте Фармвестник

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Navicon предложит фармкомпаниям и FMCG-сектору решения SAP

Navicon и AnyLogic помогут российским компаниям управлять логистикой

Navicon автоматизировал управление полевыми сотрудниками STADA