"ОК, GOOGLE", или как AI меняет бизнес уже сегодня

Р. Баранов, инновации. Статья об AI в бизнесе для ComNews

06.08.2018


			"ОК, GOOGLE", или как AI меняет бизнес уже сегодня			"ОК, GOOGLE", или как AI меняет бизнес уже сегодня

В 2013 году исследование Oxford Martin School показало, что в течение 20 лет 47% рабочих мест может быть автоматизировано за счет применения искусственного интеллекта, способного обрабатывать большие объемы данных в сжатые сроки, чем человек. Что изменилось за 4 года, рассказывает директор по развитию бизнеса Navicon Роман Баранов.

Как любые новые технологии, AI постепенно минует этап "хайпа" и переходит к стадии массовых пилотов и промышленной эксплуатации. И делают это гораздо быстрее, чем их предшественники: этому способствует и стремительный рост вычислительных мощностей, и высокая скорость совершенствования технологий обработки данных.

Зачем вам искусственный интеллект


Сегодня понятие нейросети, или "слабый искусственный интеллект" (то есть такой, который может имитировать действия и поведение человека, но не обладает собственным разумом), включает в себя целый пул инноваций для бизнеса. Это и технологии, которые изначально были разработаны для пользовательского сегмента: инструменты распознавания естественного языка, фото и видео, чат-боты, виртуальные помощники, – и такие сугубо бизнес-ориентированные аналитические инструменты, как системы поддержи принятия решений на базе машинного обучения и предсказательных алгоритмов.

Компании в каждой отрасли используют ИИ для мониторинга рисков для бизнеса: отслеживания прибылей и убытков, оценки рабочей активности менеджеров и выявления недовольных клиентов – и для оптимизации бизнеса. HR-специалисты Johnson&Johnson и Accenture уже сейчас отбирают при помощи ИИ лучшие резюме и отсеивают неподходящих кандидатов. Bloomberg, экономический медиаресурс и служба финансовой информации, использует искусственный интеллект для сканирования отчетов о прибыли компаний и автоматического создания новостных статей. PayPal применяет нейросети для борьбы с отмыванием денег: платежный сервис анализирует миллионы транзакций, чтобы находить среди них подозрительные.

Ждет ли нас массовый переход бизнеса к применению ИИ?

Для кого предназначены технологии искусственного интеллекта


Сегодня технологии искусственного интеллекта может себе позволить преимущественно крупный бизнес – что он и делает крайне активно. В марте MIT Technology Review представил результаты масштабного исследования, в результате которого было опрошено 122 представителя крупного бизнеса. Оказалось, больше 30% компаний уже опробовали ИИ для решения отдельных задач внутри их организаций.

Все дело в том, что AI находит шаблоны и моделируют сценарии развития бизнес-процессов на базе анализа огромных массивов данных – и чем больше сведений и фактов обрабатывается, тем точнее итоговые прогнозы. Естественно, именно крупный бизнес может оперировать объемами информации, достаточными для создания прогнозных моделей искусственным интеллектом – остальным же приходится привлекать сторонние исследования рынка, чтобы получать актуальные прогнозы.

Приоритетными отраслями для внедрения "умных" алгоритмов становятся здравоохранение и медицина, коммерция и финансы, промышленность и агросектор. Пожалуй, одни из наиболее интересных проектов на сегодняшний день осуществляются именно в промышленности: производства исторически копили огромные объемы информации, в том числе сосредоточенные в системах управления ресурсами – ERP – и давно хотели перейти от простого накопления к монетизации данных. Искусственный интеллект позволил им обрабатывать любые типы данных, в том числе неструктурированные (показатели с датчиков IoT, видео с камер высокого разрешения в промышленных помещениях). Например, нейросети помогают сократить расходы на ферросплавы в сталелитейной промышленности: они могут анализировать состав поступающего сырья на предмет его однородности и предлагать оптимальный состав сплавов.

Для малого бизнеса перспективы внедрения ИИ в работу не так безоблачны: технология все еще находится на этапе разработки и требует больших вычислительных мощностей – а потому достаточно дорога в установке и поддержке. Кроме того, инструменты на базе искусственного интеллекта используются сегодня в большинстве своем для оптимизации бизнес-процессов, и экономический эффект от их внедрения в краткосрочной перспективе все еще неочевиден руководителям бизнеса с небольшим числом отделов и подразделений.

Тем не менее, успешные примеры автоматизации СМБ при помощи нейросетевых инструментов на рынке есть: например, автоматизация небольшого процесса в бухгалтерском бизнесе – управления учетными записями компании inniAccounts – на базе облачного ИИ позволило компании со штатом в 30 сотрудников стать обладателем титула "Practice Excellent Pioneer" в номинации "Инновационная компания года", самой престижной награды в сфере бухгалтерского учета. В этом году капитализация организации перевалила за 1 миллион фунтов стерлингов. Потенциал искусственного интеллекта для СМБ еще предстоит открыть.

В самое ближайшее время мы будем жить в мире, где "умное" взаимодействие человека и техногенной среды будет таким же естественным, как сейчас – использование мобайла. Достаточно будет дать любой интеллектуальной системе, например, голосовому помощнику, запрос на естественном языке, чтобы она самостоятельно, без участия пользователя, промониторила все варианты решения задачи и предложила оптимальный. Это полностью изменит базовые принципы работы с информацией – и, естественно, первым делом окажет влияние на бизнес.

Немного статистики


- SAS считает, что 2/3 компаний перейдут к использованию ИИ в следующую декаду.

- 10% из более чем 1500 опрошенных McKinsey бизнес-практиков уже сделали свои бизнес-процессы более гибкими, адаптивными и быстрыми при помощи технологий искусственного интеллекта.

- По данным PitchBook, в 2017 году фирмы по всему миру потратили в 26 раз больше средств на сделки слияний и поглощений, связанных с ИИ, чем в 2015 году.

- Около 85% руководителей бизнеса считает, что именно искусственный интеллект обеспечит их конкурентную позицию на рынке в ближайшие годы, но только 20% уже готовы к экстенсивному внедрению инноваций, полагает MIT’s Sloan Management Review.

Нейросети уничтожают рабочие места. Или нет?


Результаты внедрения ИИ для больших предприятий с множеством бизнес-процессов часто схожи с тем, что мог когда-то предложить целый штат аналитиков с неограниченным временем и ресурсами. Получается, машина сегодня может выполнять почти тот же набор функций, что и человек – и даже больше. Естественно, в такой ситуации люди выступают против технологий, способных, как считается, вытеснить их с рабочих мест.

Но так кажется только на первый взгляд. Искусственный интеллект фактически не уничтожает рынок, а переформатирует существующий. Вспомните, например, промышленную революцию столетней давности: рабочие места не уничтожались – люди просто приобретали те рабочие навыки, которые помогали им адаптироваться к новой реальности.

Сейчас, на мой взгляд, происходит то же самое: по прогнозам "Агентства стратегических инициатив", происходящие изменения на рынке труда создадут около 186 совершенно новых профессий к 2030 году. Среди них – дизайнеры интерфейсов для систем искусственного интеллекта, директоры по робота на производствах, агрокибернетики и другие специалисты, способные извлечь из технологий максимальную пользу и применить их для роста и развития бизнеса. Технологии не заменят человека – они сделают его жизнь гораздо более комфортной, избавив от рутинной работы, и позволят реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Как внедрить искусственный интеллект и выжить


Фактически то, что сегодня происходит на рынке, вполне можно назвать третьим витком промышленной революции – и в отличие от первых двух, продолжавшихся не один десяток лет, он разворачивается намного более "драматичными" темпами. Это требует от бизнеса обновления подходов к организации рабочих, производственных и других процессов, считают в McKinsey – иначе компаниям не выжить в условиях стремительно меняющейся экономики. По мнению аналитиков, технологии больше не должны восприниматься как инструменты для автоматизации конкретных задач и операций – они должны встраиваться в работу организаций так, чтобы поддерживать и максимально реализовать потенциал каждого "человеческого" сотрудника.

Естественно, для этого необходимо тщательно продумывать стратегию внедрения инноваций: обучать команду, разрабатывать внутрикопоративные "дорожные карты" и проводить пилотные проекты, которые позволят оценить эффект от технологического оснащения отдельных департаментов – и решить, насколько рентабельны инвестиции в ИИ в размерах всей компании или предприятия. Это позволит руководителям бизнеса "малой кровью" избежать неокупившихся вложений и выбрать в разрабатываемом сегодня множестве технологий те, которые повысят эффективность именно их бизнеса.

Роман Баранов, директор по развитию бизнеса Navicon

Статья опубликована на сайте ComNews.ru

Navicon пополнит портфель аналитических решений российской разработкой от «Полиматики»

Чат-бота мне в бизнес! 5 вопросов, которые беспокоят компании

Внедрение Navicon Pharma CRM в STADA – проект года по версии Global CIO

Обсуждение с экспертами декабрьских новостей в e-commerce

Navicon модернизировал учетную систему для поставщика BSS-решений Nexign