"ОК, GOOGLE", или как AI меняет бизнес уже сегодня

Р. Баранов, инновации. Статья об AI в бизнесе для ComNews

06.08.2018


			"ОК, GOOGLE", или как AI меняет бизнес уже сегодня			"ОК, GOOGLE", или как AI меняет бизнес уже сегодня

В 2013 году исследование Oxford Martin School показало, что в течение 20 лет 47% рабочих мест может быть автоматизировано за счет применения искусственного интеллекта, способного обрабатывать большие объемы данных в сжатые сроки, чем человек. Что изменилось за 4 года, рассказывает директор по развитию бизнеса Navicon Роман Баранов.

Как любые новые технологии, AI постепенно минует этап "хайпа" и переходит к стадии массовых пилотов и промышленной эксплуатации. И делают это гораздо быстрее, чем их предшественники: этому способствует и стремительный рост вычислительных мощностей, и высокая скорость совершенствования технологий обработки данных.

Зачем вам искусственный интеллект


Сегодня понятие нейросети, или "слабый искусственный интеллект" (то есть такой, который может имитировать действия и поведение человека, но не обладает собственным разумом), включает в себя целый пул инноваций для бизнеса. Это и технологии, которые изначально были разработаны для пользовательского сегмента: инструменты распознавания естественного языка, фото и видео, чат-боты, виртуальные помощники, – и такие сугубо бизнес-ориентированные аналитические инструменты, как системы поддержи принятия решений на базе машинного обучения и предсказательных алгоритмов.

Компании в каждой отрасли используют ИИ для мониторинга рисков для бизнеса: отслеживания прибылей и убытков, оценки рабочей активности менеджеров и выявления недовольных клиентов – и для оптимизации бизнеса. HR-специалисты Johnson&Johnson и Accenture уже сейчас отбирают при помощи ИИ лучшие резюме и отсеивают неподходящих кандидатов. Bloomberg, экономический медиаресурс и служба финансовой информации, использует искусственный интеллект для сканирования отчетов о прибыли компаний и автоматического создания новостных статей. PayPal применяет нейросети для борьбы с отмыванием денег: платежный сервис анализирует миллионы транзакций, чтобы находить среди них подозрительные.

Ждет ли нас массовый переход бизнеса к применению ИИ?

Для кого предназначены технологии искусственного интеллекта


Сегодня технологии искусственного интеллекта может себе позволить преимущественно крупный бизнес – что он и делает крайне активно. В марте MIT Technology Review представил результаты масштабного исследования, в результате которого было опрошено 122 представителя крупного бизнеса. Оказалось, больше 30% компаний уже опробовали ИИ для решения отдельных задач внутри их организаций.

Все дело в том, что AI находит шаблоны и моделируют сценарии развития бизнес-процессов на базе анализа огромных массивов данных – и чем больше сведений и фактов обрабатывается, тем точнее итоговые прогнозы. Естественно, именно крупный бизнес может оперировать объемами информации, достаточными для создания прогнозных моделей искусственным интеллектом – остальным же приходится привлекать сторонние исследования рынка, чтобы получать актуальные прогнозы.

Приоритетными отраслями для внедрения "умных" алгоритмов становятся здравоохранение и медицина, коммерция и финансы, промышленность и агросектор. Пожалуй, одни из наиболее интересных проектов на сегодняшний день осуществляются именно в промышленности: производства исторически копили огромные объемы информации, в том числе сосредоточенные в системах управления ресурсами – ERP – и давно хотели перейти от простого накопления к монетизации данных. Искусственный интеллект позволил им обрабатывать любые типы данных, в том числе неструктурированные (показатели с датчиков IoT, видео с камер высокого разрешения в промышленных помещениях). Например, нейросети помогают сократить расходы на ферросплавы в сталелитейной промышленности: они могут анализировать состав поступающего сырья на предмет его однородности и предлагать оптимальный состав сплавов.

Для малого бизнеса перспективы внедрения ИИ в работу не так безоблачны: технология все еще находится на этапе разработки и требует больших вычислительных мощностей – а потому достаточно дорога в установке и поддержке. Кроме того, инструменты на базе искусственного интеллекта используются сегодня в большинстве своем для оптимизации бизнес-процессов, и экономический эффект от их внедрения в краткосрочной перспективе все еще неочевиден руководителям бизнеса с небольшим числом отделов и подразделений.

Тем не менее, успешные примеры автоматизации СМБ при помощи нейросетевых инструментов на рынке есть: например, автоматизация небольшого процесса в бухгалтерском бизнесе – управления учетными записями компании inniAccounts – на базе облачного ИИ позволило компании со штатом в 30 сотрудников стать обладателем титула "Practice Excellent Pioneer" в номинации "Инновационная компания года", самой престижной награды в сфере бухгалтерского учета. В этом году капитализация организации перевалила за 1 миллион фунтов стерлингов. Потенциал искусственного интеллекта для СМБ еще предстоит открыть.

В самое ближайшее время мы будем жить в мире, где "умное" взаимодействие человека и техногенной среды будет таким же естественным, как сейчас – использование мобайла. Достаточно будет дать любой интеллектуальной системе, например, голосовому помощнику, запрос на естественном языке, чтобы она самостоятельно, без участия пользователя, промониторила все варианты решения задачи и предложила оптимальный. Это полностью изменит базовые принципы работы с информацией – и, естественно, первым делом окажет влияние на бизнес.

Немного статистики


- SAS считает, что 2/3 компаний перейдут к использованию ИИ в следующую декаду.

- 10% из более чем 1500 опрошенных McKinsey бизнес-практиков уже сделали свои бизнес-процессы более гибкими, адаптивными и быстрыми при помощи технологий искусственного интеллекта.

- По данным PitchBook, в 2017 году фирмы по всему миру потратили в 26 раз больше средств на сделки слияний и поглощений, связанных с ИИ, чем в 2015 году.

- Около 85% руководителей бизнеса считает, что именно искусственный интеллект обеспечит их конкурентную позицию на рынке в ближайшие годы, но только 20% уже готовы к экстенсивному внедрению инноваций, полагает MIT’s Sloan Management Review.

Нейросети уничтожают рабочие места. Или нет?


Результаты внедрения ИИ для больших предприятий с множеством бизнес-процессов часто схожи с тем, что мог когда-то предложить целый штат аналитиков с неограниченным временем и ресурсами. Получается, машина сегодня может выполнять почти тот же набор функций, что и человек – и даже больше. Естественно, в такой ситуации люди выступают против технологий, способных, как считается, вытеснить их с рабочих мест.

Но так кажется только на первый взгляд. Искусственный интеллект фактически не уничтожает рынок, а переформатирует существующий. Вспомните, например, промышленную революцию столетней давности: рабочие места не уничтожались – люди просто приобретали те рабочие навыки, которые помогали им адаптироваться к новой реальности.

Сейчас, на мой взгляд, происходит то же самое: по прогнозам "Агентства стратегических инициатив", происходящие изменения на рынке труда создадут около 186 совершенно новых профессий к 2030 году. Среди них – дизайнеры интерфейсов для систем искусственного интеллекта, директоры по робота на производствах, агрокибернетики и другие специалисты, способные извлечь из технологий максимальную пользу и применить их для роста и развития бизнеса. Технологии не заменят человека – они сделают его жизнь гораздо более комфортной, избавив от рутинной работы, и позволят реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Как внедрить искусственный интеллект и выжить


Фактически то, что сегодня происходит на рынке, вполне можно назвать третьим витком промышленной революции – и в отличие от первых двух, продолжавшихся не один десяток лет, он разворачивается намного более "драматичными" темпами. Это требует от бизнеса обновления подходов к организации рабочих, производственных и других процессов, считают в McKinsey – иначе компаниям не выжить в условиях стремительно меняющейся экономики. По мнению аналитиков, технологии больше не должны восприниматься как инструменты для автоматизации конкретных задач и операций – они должны встраиваться в работу организаций так, чтобы поддерживать и максимально реализовать потенциал каждого "человеческого" сотрудника.

Естественно, для этого необходимо тщательно продумывать стратегию внедрения инноваций: обучать команду, разрабатывать внутрикопоративные "дорожные карты" и проводить пилотные проекты, которые позволят оценить эффект от технологического оснащения отдельных департаментов – и решить, насколько рентабельны инвестиции в ИИ в размерах всей компании или предприятия. Это позволит руководителям бизнеса "малой кровью" избежать неокупившихся вложений и выбрать в разрабатываемом сегодня множестве технологий те, которые повысят эффективность именно их бизнеса.

Роман Баранов, директор по развитию бизнеса Navicon

Статья опубликована на сайте ComNews.ru

Gartner включил Navicon в список поставщиков CRM для фармацевтических и биотехнологических компаний

Navicon стал «Партнёром года» Microsoft в России

Свободная касса. Открытость фискальных данных на руку не только производителям

Navicon предложит фармкомпаниям и FMCG-сектору решения SAP

Navicon и AnyLogic помогут российским компаниям управлять логистикой