Роботы нанимают людей: как меняется HR-tech

Е. Голубицкий. Статья о роботизации в HR для Rusbase

30.10.2018


			Роботы нанимают людей: как меняется HR-tech			Роботы нанимают людей: как меняется HR-tech

В 2018 году HeadHunter запланировал вложить в своего виртуального рекрутера не менее 60 миллионов рублей, сократить за счет этого время на проверку каждого кандидата и провести до конца года более миллиона собеседований почти без участия человека. Пока скептики задаются вопросом, насколько окупятся такие инвестиции, по всему миру HR-специалисты привлекают к выполнению своих задач роботов, а чат-боты грозят к 2022 году начать экономить предприятиям до $8 млрд ежегодно, по оценке Juniper Research. Евгений Голубицкий, руководитель департамента инноваций компании Navicon, рассказывает о роботах в HR.  

Как развивается рынок HR-tech

Рабочая сила – инвестиция с самым высоким ROI. По данным недавнего исследования PwC, более 30% дохода компании получают именно благодаря своим сотрудникам. Но одновременно именно инвестиции в персонал требуют больше всего ресурсов. HR-специалистам приходится быстро находить на рынке и включать в работу новых членов команды, обрабатывать тысячи документов на отпуска, отгулы и декреты – и при этом успевать следить за тем, как развивается корпоративная культура в компании, налажено ли взаимодействие между департаментами и не собирается ли кто-то из ключевых сотрудников покидать бизнес.

Чтобы помочь этим удивительным «людям-оркестрам», на рынке развивается целый пласт ИТ-решений, направленных на автоматизацию рутинных задач HR. Аналитические, роботизированные и интеллектуальные системы для управления персоналом включает в себя глобальный рынок HR-tech, который к 2020 году должен приблизиться к отметке в $34 млрд, считают разработчики ИТ для HR PeopleStrong.

С другой стороны, есть и менее оптимистичные подсчеты: например, в крупной HR-консалтинговой фирме ALM Intelligence оценивают международный рынок цифровизации HR всего в $4 млрд по состоянию на 2017 год. Поверить в это, правда, сложно: по данным недавнего опроса Deloitte, 71% организаций считает HR-аналитику и цифровизацию HR своим стратегическим приоритетом.

Растет и российский рынок автоматизации HR, правда, преимущественно за счет традиционных средств автоматизации. Исследование Ward Howell 2016 года показывает, что около 87% опрошенных HR-директоров уже используют «цифру» для автоматизации базовых HR-функций: кадрового администрирования, рекрутмента, расчета компенсаций и льгот, а также развития и обучения персонала.

Впрочем, аналитики не отрицают, что в следующие три-пять лет в жизнь специалистов по управлению персоналом ворвутся инновации. Среди технологий, уже сейчас завоевывающих сердца и HR-рынок, называют аналитические технологии для обработки больших массивов данных о персонале, облака для хранения неструктурированной информации, а также искусственный интеллект и RPA – роботизацию бизнес-процессов – для устранения рутинных задач.  

По результатам опроса Deloitte, около 24% респондентов подтвердили, что используют искусственный интеллект и роботизацию для выполнения рутинных задач, 16% — для повышения человеческих навыков, 7% — для полной реструктуризации рабочих процессов. Аналитическое агентство PwC в 2017 году назвало RPA и искусственный интеллект ключевыми технологиями будущего на рынке HR-tech. В то же время аналитики еще год назад прогнозировали, что всего за три года рынок RPA перевалит отметку в миллиард долларов, и 40% крупных глобальных организаций будут использовать его для автоматизации минимум 65% рабочих операций.

RPA: робот-Золушка

За модной аббревиатурой RPA скрываются программные роботы — они не ездят по офису, а мирно существуют внутри компьютеров. Лучше всего они подходят для процессов с повторяющимися, предсказуемыми действиями, которые требуют минимальной интеллектуальной работы. По сути, такие роботы имитируют простейшие действия человека и за счет этого могут решать HR-задачи почти без его участия. Кстати, 56% HR-профессионалов уже видят RPA в качестве цифровых «помощников» бизнеса.  

Задача 1. Ускорение процессов рекрутмента и найма

Дуг Упчерч (Doug Upchurch), главный архитектор в области обучения и развития Insights, считает, что инновационные системы цифровизации HR применимы, прежде всего, там, где есть четкий алгоритм работы: например, в таких процессах, как скрининг кандидатов и их вербовка. Так, отбор резюме и подходящих кандидатов для собеседований может быть очень трудоемким процессом: на каждую вакансию рекрутер может тратить в среднем до трех дней.

RPA, напротив, может собирать и обрабатывать резюме и онлайн-формы, при этом тщательно проверяя данные каждого потенциального кандидата на предмет того, насколько они соответствуют заявленным требованиям к соискателю.

Это особенно актуально для найма линейного, массового персонала: продавцов в магазинах, уборщиков, строителей, требования к которым в общем приблизительно похожи. Не так давно южноафриканская логистическая компания, где работает около 50 тысяч сотрудников, инвестировала более 350 тысяч долларов в программное обеспечение Kofax для автоматизации сбора и обработки информации от кандидатов на работу. В то же время рекрутинг на топ-позиции или креативные должности, где отклонение кандидата от среднестатистической нормы скорее будет считаться преимуществом, нежели недостатком, при помощи RPA осуществить пока трудно.

Задача 2. Прием и обработка документов

Одна из самых популярных задач, которую решают роботы в HR, — автоматизация приема и обработки документации. Например, когда работник подает заявку на отпуск, сотрудник отдела управления персоналом должен зайти в систему учета времени, чтобы посмотреть, сколько выходных работник взял за последние 12 месяцев, и только после этого произвести расчеты. С RPA подобные задачи можно решать в пару кликов мышью.

Успешные примеры уже есть на рынке: одно HR-агентство из Германии обрабатывало 2500 свидетельств об отпусках по болезни в месяц, причем среднее время обработки одного запроса составляло четыре минуты.

Внедрив RPA всего за три недели, компания добилась 90% автоматизации процессов: робот начал извлекать данные из SAP и переносить информацию в системы заказчика.

Время обработки заявлений сократилось на 80%, а инвестиции в RPA окупились за полгода.

В России тоже есть успешные примеры: например, практику обработки документации при помощи RPA ввела X5 Retail Group, которая запустила шесть роботов для работы с документами в сервисном центре. Холдинг рассчитывает полностью окупить проект за полтора-два года.

Инновации с человеческим лицом

Внедрение инноваций в HR не так пугающе, как может показаться на первый взгляд. Автоматизация роботизированных процессов (RPA) или искусственный интеллект не могут, как по мановению волшебной палочки, мгновенно устранить все проблемы с эффективностью и снизить стоимость операций. Чтобы добиться успехов, начните с нескольких рутинных задач, избавление от которых серьезно упростит жизнь штату HR-специалистов.

Существующие бизнес-процессы и инновации должны дополнять друг друга. Если у вас уже есть инструмент управления бизнес-процессами (BPM), RPA может дополнить и улучшить его.

Роботы очень хорошо работают там, где уже есть учетные системы — особенно, если их полноценную интеграцию сложно наладить. RPA восполняет этот пробел, помогая устранить недостатки во взаимодействии.

Роботизация может упростить выполнение рутинных задач в уже налаженных HR-процессах и извлечь из них дополнительную ценность для бизнеса. Главное, не думайте, что «робот», который может выполнять повторяющиеся действия и заменять человека, начнет дегуманизацию процессов HR. Роботы могут, напротив, сделать процесс более привлекательным, избавив «эйчаров» от серьезной головной боли.

Статья опубликована на сайте Rusbase

Navicon пополнит портфель аналитических решений российской разработкой от «Полиматики»

Чат-бота мне в бизнес! 5 вопросов, которые беспокоят компании

Внедрение Navicon Pharma CRM в STADA – проект года по версии Global CIO

Обсуждение с экспертами декабрьских новостей в e-commerce

Navicon модернизировал учетную систему для поставщика BSS-решений Nexign