С независимым интегратором больше шансов найти оптимальное решение по маркировке

Е. Смирнов. Интервью о маркировке фармацевтических препаратов для «Фармацевтического вестника»

10.12.2018


			С независимым интегратором больше шансов найти оптимальное решение по маркировке			С независимым интегратором больше шансов найти оптимальное решение по маркировке

Маркировка по-прежнему широко обсуждается. Правда, накал страстей постепенно спадает – проект медленно, но движется. И на рынке, наверное, уже не осталось компаний, которые бы не начали изучать поставщиков оборудования и программного обеспечения. О подводных камнях этого процесса в рамках передачи «У редакционного камина» «ФВ» рассказали коммерческий директор компании Navicon Евгений Смирнов и директор по развитию track&trace Navicon Константин Иванов

– Одна из сфер, которая интересна вашей компании, – фармацевтическая отрасль. Что вы можете предложить фармкомпаниям в условиях новых регуляторных реалий? 

Евгений Смирнов (Е.С.):

– Мы действительно очень плотно работаем с фармацевтическим рынком, причем не только с отечественными, но и с зарубежными производителями, дистрибьюторами и аптечными сетями. Navicon – комплексный интегратор. Мы занимаемся автоматизацией большинства бизнес-процессов в фармацевтике и отлично представляем себе, как работает IT-экосистема такого специфичного отраслевого бизнеса. Благодаря обширной экспертизе и доверию со стороны наших клиентов мы смогли охватить весь фармацевтический сектор. 

Во многом этому способствует и то, что команда Navicon постоянно занимается расширением продуктового портфеля – он регулярно пополняется как решениями от надежных глобальных вендоров, так и нашими собственными разработками. Мы отслеживаем, какие новейшие технологии и ИТ-инструменты появляются на рынке, и оперативно начинаем работать с ними, для иллюстрации: у нас есть ИТ-решения, работающие с применением технологий искусственного интеллекта. 

Помимо этого мы видим, как меняется сам отраслевой фармацевтический рынок, и предлагаем те продукты, которые могут решить самые насущные вопросы и задачи производителей. Например, мы замечаем, что в этом году у рынка наибольший интерес вызывают проекты по автоматизации взаимоотношений производителей с аптечными сетями. Этот канал продвижения играет важную роль и от повышения его эффективности зависит очень многое. В ответ на этот запрос Navicon предлагает компаниям ИТ-решения, позволяющие регулировать и делать полностью прозрачными все коммуникации между производителями и ритейлом. Также сохраняется интерес к проектам, связанным с оптимизацией производственных процессов, планированием производства, увеличением мощностей. 

И, конечно, повсеместный тренд этого года – маркировка. Спрос на эти решения увеличивается с каждым днем, так как до ввода государственной ИС «Маркировка» в промышленную эксплуатацию осталось всего около 13 месяцев. 

 – То есть, сейчас самое горячее предложение – это маркировка. У вас, наверное, уже накопился некоторый опыт в этой области. На что фармкомпании важно обратить внимание? 

Константин Иванов (К.И.):

– В первую очередь, нужно обращать внимание на детали внедрения. Для иллюстрацииесть общие требования к track&trace системам, которые не зависят от специфики фармбизнеса: например, как производителям, так и дистрибьюторам фармпродукции нужно установить систему уровня L4, которая позволит собирать данные со всех производственных или складских площадок, объединять их, интегрировать с внешними системами (например, с ERP) для получения цен, готовить сообщения для государственных систем и передавать их туда. 

Но есть и такие требования, которые существенно отличаются в зависимости от типа деятельности компании и ее роли в системе маркировки. В частности, производителям необходимо автоматизировать производственные мощности, установить оборудование, которое будет наносить Data matrix-коды, оборудование для агрегации, также софт уровня L2 для управления производственными линиями и софт уровня L3 для управления всей производственной площадкой. 

В свою очередь компаниям, которые занимаются дистрибуцией, складским хранением, а также 3pl-операторам нужно наладить учет всех складских операций, таких как прием продукции, списание, перемещение, отгрузка. Причем сделать это нужно с детализацией по кодам групповых упаковок, так называемым SSCC-кодам , либо, в некоторых случаях, по конкретным серийным номерам SGTIN. 

В целом же внедрение системы track&trace – сложный комплексный проект, который необходимо строго контролировать на всех этапах – от проектирования системы маркировки до ее валидации (она, например, может занимать до 30% времени реализации всего проекта). 

– Как сложности могут возникнуть при внедрении маркировки? 

К.И.:

– Во-первых, необходимо отдавать себе отчет в том, что маркировка – это бизнес-критичный проект. Соответственно должны предъявляться самые высокие требования как к поставщику системы, так и к самому продукту, например, с точки зрения отказоустойчивости и производительности. 

Во-вторых, маркировка – это не один проект, а, как правило, несколько взаимосвязанных между собой внедрений. Придется установить системы, софт и оборудование для маркировки на каждом объекте фармкомпании в России и за ее пределами, включая производственные, контрактные площадки, собственные склады или склады логистических операторов, а также многие другие. А затем нужно будет «связать» все эти локальные системы в единую цепь – итоговый успех проекта зависит от каждого шага. 

В-третьих, регуляторные требования еще до конца не уточнены, остаются под вопросом некоторые детали того, как будет функционировать единая система маркировки. Это накладывает дополнительные требования к project-менеджменту: проектная команда должна гибко и оперативно реагировать на текущие изменения в законодательстве. 

И, конечно, проект должен быть закончен в срок, к началу работы государственной ИС «Маркировка» — в противном случае компания не сможет работать на рынке. Однако до ввода в промышленную эксплуатацию системы маркировки осталось совсем немного времени, а проекты внедрения track&trace – длительные, масштабные и комплексные. 

Отдельного внимания заслуживают проекты для глобальных производителей , в таком случае необходимо очень четко выстроить коммуникацию как с местным представительством, так и с головным офисом. Только в таком случае получается прозрачный процесс внедрения с понятным всем сторонам результатом. 

– В чем же тогда отличие законодательных требований к маркировке в России от нормативных актов, принятых в других странах мира? 

К.И.:

– Маркировка – глобальный тренд: она вводится в Европейском союзе, в США и других странах. Но есть несколько отличительных особенностей требований по маркировке в нашей стране. 

В первую очередьв России все участники логистической цепи в фармацевтике должны передавать в государственную ИС «Маркировка» большое число регуляторных сообщений – порядка 40– 45, в то время как в Европе их всего около 6-8. То есть в нашей стране процессы производства и доставки препаратов до конечного пользователя должны стать полностью прозрачными. 

Помимо этого в России шире перечень сведений, которые передаются в государственную ИС: в частности, информация о ценах, сумме налога на продукцию, номерах документов.

Для того чтобы получать их, система маркировки должна быть интегрирована с учетной системой, такой как ERP. 

Наконец, все сообщения, передаваемые в государственную систему, должны быть подписаны квалифицированной подписью, выданной в соответствии с российскими стандартами. 

– Какие решения вы предлагаете рынку? 

Е.С.:

– У нас в компании создан специальный департамент, который занимается track&trace системами и состоит из 25 консультантов и разработчиков, имеющих глубокую экспертизу во внедрении ERP, WMS, интеграционных решений в фармацевтике и еще по ряду компетенций, которые необходимы для внедрения маркировки в ИТ-экосистему производителя. А также, что немаловажно, эти специалисты отлично понимают специфику проектной работы в фармацевтической отрасли, причем как со стороны ИТ, так и со стороны бизнеса. 

Кроме того, мы являемся мультивендорным поставщиком решений по маркировке фармацевтических компаний. 

К.И.: 

– При решении задачи на уровне L4, когда нужно собрать данные с нескольких производственных и складских площадок в единое хранилище и организовать автоматическую передачу сообщений в ИС МДЛП, мы предлагаем российский софт Utrace HUB.

Помимо этого мы можем внедрить SAP ATTP. 

Если необходимо автоматизировать производство и внедрить софт уровня L3, то мы работаем в партнерстве с WIPOTEC-OCS и постоянно расширяем список наших поставщиков. 

– Почему важно работать с системным интегратором, а не напрямую с вендором софта или оборудования? 

Е.С.:

– Системные интеграторы глубоко понимают задачи и особенности отраслевого бизнеса, видят «полную картину» ситуации на рынке, а также имеют большой опыт работы с различными решениями по маркировке от совершенно разных вендоров. Благодаря этому мы можем рекомендовать оптимальное решение задач конкретного заказчика. 

Кроме того, интеграторы имеют больший опыт внедрения, чем собственные сотрудники фармкомпании, и могут балансировать бюджет и сроки проекта благодаря отработанной годами проектной методологии. Для фармкомпаний, которые имеют крайне ограниченные финансы на внедрение track&trace систем и сжатые сроки, в которые можно «обкатать» систему на тестовом периоде, это крайне важно. 

– Звучит достаточно сложно. Наверное, такие проекты очень длинные? 

К.И.: 

– Что касается сроков, то длительность проекта напрямую зависит от специфики конкретного клиента. Если мы говорим про большой фармацевтический холдинг с несколькими производственными площадками, складами, то я бы оценил длительность внедрения track&trace в 9–12 месяцев. Если говорим про небольшую фармацевтическую компанию, у которой нет производства в России, проект в ней можно реализовать за 3-4 месяца. 

Мы в Navicon для реализации проектов по маркировке используем собственную методологию, разработанную на базе PMBoK («Свода знаний по управлению проектами») и адаптированную для фармацевтики. Так, мы добавили разработку валидационных документов в перечень работ, поскольку понимаем, как важно соответствие системы принятым на рынке стандартам. 

Самая большая сложность в проектах маркировки – высокая степень неопределенности, с которой приходится работать. 

Для иллюстрации, сейчас рынок крайне обеспокоен криптохвостами в коде маркировки. Обсуждение этой темы ведется с весны, а финальные требования пока не определены. Как известно, некоторые компании участвуют в пилотном проекте с начала 2017 г., закупили оборудование, вложили средства. Но из-за предложений по криптозащите им придется вносить изменения в проекты – в итоге некоторые из них решили приостановить процесс. 

Из-за того, что подобные ситуации могут случаться и дальше, мы бы рекомендовали фармкомпаниям закладывать определенный объем рисков в бюджет проекта. Это поможет проектной команде при необходимости вносить изменения по ходу внедрения и адаптировать решения без потери качества. 

– Каковы ваши планы по развитию в медицинской сфере, будете ли предлагать решения для работы в сфере телемедицины, онлайн-продаж лекарств? 

Е.С.:

– Прямо сейчас мы работаем над развитием нескольких направлений бизнеса в области цифровизации медицины и здравоохранения. 

Прежде всего, мы предлагаем фармрынку и аптечным сетям высокотехнологичные решения, разработанные командой Navicon с применением технологий искусственного интеллекта, роботизации бизнес-процессов и распознавания образов и голоса. Эти инновационные решения можно применять – и это уже делают наши заказчики – для сбора информации о проводимых в аптеках акциях, контроля исполнения аптечных контрактов, мониторинга качества работы провизоров с покупателями и многих других задач. 

Параллельно мы занимаемся разработкой и продвижением инновационных проектов в медицине, но это совсем другая история, о которой мы расскажем рынку чуть позже.

Статья опубликована на сайте издания «Фармацевтический вестник»

Navicon выпустил решение для удаленной работы медпредставителей

Рост фармрынка обеспечен удорожанием продукции

Navicon получил статус золотого партнера Tableau

Принадлежащий Сбербанку фонд вложился в Kryon

Как повысить эффективность маркетинговых инвестиций в фармацевтическом ритейле