Не только IT: кто станет желанной добычей для хедхантеров в 2019 году

Д. Котов. Комментарий о трендах на рынке труда для «РБК»

07.01.2019


			Не только IT: кто станет желанной добычей для хедхантеров в 2019 году			Не только IT: кто станет желанной добычей для хедхантеров в 2019 году
В наступившем году ситуация на калининградском рынке труда может оказаться непростой и для работодателей, и для соискателей. О том, кого ожидают хорошие предложения и бонусы, рассказали РБК Калининград эксперты.

В целом можно считать, что 2018 год прошел под знаком стабилизации, считает HR-директор ИТ-компании Navicon (входит в топ-10 игроков рынка BI по выручке и в топ-20 по количеству проектов) Дмитрий Котов. Но серьезного роста окладов в области не произошло. По данным сервиса по поиску работы и сотрудников HeadHunter, уровень средней предлагаемой зарплаты в Калининградской области в 2018 году, как и в прошлом, оказался равен 30 тысячам рублей. До 34,5 тыс. рублей увеличились суммы среднемесячного заработка для работников уровня «специалист».

Небольшой рост зарплат отметила и управляющий партнер HR-агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова. «Выросли расходы, соответственно, вырос запрос оплаты со стороны работников. Кандидаты стараются рассматривать предложения с более высокими ставками. Работодатель оказался в непростой ситуации, поскольку при смене персонала на прежние оклады становится сложнее найти сотрудников. В то же время не всем удается найти вакансию, зарплата на которой будет превышать текущую. Это связано в первую очередь с тем, что не увеличиваются доходы бизнеса», — пояснила она.

Изменилось и отношение работников к получаемым средствам. «Сотрудникам стало безразлично, белая зарплата, серая или черная. Важна получаемая масса денег. Это тенденция 2018 года, связанная с пенсионной реформой: люди предпочитают получать больше сейчас, чем в отложенной перспективе», — подчеркнула Наталья Воронцова.

За кем охотились HR-менеджеры

IT-специалисты стали одними из наиболее востребованных на рынке, единогласно признало большинство опрошенных РБК Калининград рекрутеров и HR-менеджеров. «Самыми необходимыми остаются айтишники. Это программисты-разработчики для различных платформ, эксперты по информационной защите и кибербезопасности. Стоит отметить специалистов по анализу данных, а также машинному обучению. Спрос на них очень высокий. Кроме того, особую роль в нашем бизнесе играют продуктовые менеджеры. И, конечно, люди, входящие в IT-экосистему: диджитал-маркетологи, PR-специалисты, которые понимают, что такое высокие технологии, и уверенно ориентируются в IT», — перечислил вице-президент компании Mail.Ru Group по персоналу и образовательным проектам Дмитрий Смыслов.

В то же время HeadHunter отмечает, что структура рынка вакансий в Калининградской области неоднородна. «Большая часть опубликованных предложений о работе в регионе в уходящем году относилась к сфере продаж — 28% от всех вакансий. Еще 12% были открыты для IT-специалистов. В каждой десятой вакансии требовались работники производственного сектора. Популярностью у калининградских компаний пользовались административный персонал, сотрудники в области строительства и недвижимости, банковского сектора (по 9%). Есть спрос на рабочий персонал и на студентов (по 8%)», — привела статистику руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.

Еще одна тенденция — возвращение интереса к, казалось бы, уходящим с рынка труда профессиям. «Мы в начале 2018 года говорили, что профессия бухгалтера уходит. Но в этом году бухгалтер стал одной из самых запрашиваемых в нашем агентстве профессий. Из этого следует, что нельзя говорить о вытеснении специальностей искусственным интеллектом. Растет число автоматизации рабочих процессов. Но человек больше доверяет человеку, а технологии становятся помощниками. Например, бухгалтер работает с программами, которые выполняют простейшие операции», — рассказала Наталья Воронцова.

Чего хочет соискатель

Потенциальные сотрудники обращают внимание не только на уровень зарплаты, но и на дополнительные предложения компаний, а также на корпоративные ценности предприятий, подчеркивают эксперты рынка труда. «Молодые специалисты, прежде всего представители нового поколения Z, очень мотивированы на личные успехи. Они приходят на работу с высокими ожиданиями. Эти сотрудники требовательны к программам обучения, хотят только интересных и только самых важных для бизнеса задач», — сообщила в разговоре с РБК Калининград директор по работе с персоналом «Coca-Cola HBC Россия» Ирина Петрова. И отметила еще одну тенденцию: меняются ожидания по скорости роста и карьерных изменений — если раньше психологическим сроком работы в одной должности был хотя бы год, то теперь счет идет на месяцы.

Однако сегодня работодатели уходят от практики предложения дополнительных преференций. «Даже те компании, которые раньше предлагали дополнительные пакеты в виде оплаты спортзала или путевок, уходят от этой практики. Либо используют бонусы, чтобы поддержать лояльность текущего персонала. Сотрудников сейчас набирают без обещаний выдачи дополнительных «пряников». Но в то же время, если человек обладает уникальными знаниями и является незаменимым специалистом, работодатель готов все для него сделать. Вплоть до полной оплаты переезда и сопутствующих расходов», — подчеркнула Наталья Воронцова.

Соискатели высокого уровня могут выставлять свои требования. Обычно они идут в компании со стабильно высокой заработной платой, социальными гарантиями, медицинской страховкой и прочими «плюшками», заметил основатель сервиса по найму персонала Worki Павел Гужиков, добавив, что базовые запросы кандидатов остаются прежними: удовлетворительный размер зарплаты, ее своевременная выплата и желательно здоровая атмосфера в коллективе.

Удаленка и фриланс

Экономика свободного заработка в России стабильно растет. К 2020 году каждый пятый сотрудник в отечественных компаниях будет работать по контракту. По информации PayPal, российский рынок фриланса всего за год вырос на 50% — это данные начала 2018 года, уточняет Павел Гужиков. Для молодого поколения важен гибкий график и возможность иногда работать удаленно. Под эти запросы подстраиваются работодатели, добавляет Ирина Петрова.

«Сегодня достаточно большое количество соискателей работает на «удаленке», и это совершенно нормально. Стереотип о низком качестве работы из дома полностью разрушается при грамотном контроле. И по рынку труда это заметно. Многие компании сегодня ищут именно фрилансеров на различные позиции. Есть несколько сфер, в которых фриланс особенно популярен ― это дизайнеры, некоторые позиции в маркетинге и IT», — сообщил HR-директор компании Domino’s Pizza Дамир Такеев.

В Калининградской области количество предложений о работе для специалистов, готовых трудиться удаленно, в 2018 году по сравнению с прошлым годом осталось неизменным. Однако доля вакансий с подобным типом занятости в общей структуре рынка труда региона за год снизилась с 9% до 6%, привели статистику в HeadHunter, добавив, что в 17% резюме калининградцев можно встретить пожелания удаленного формата работы. Чаще всего это представители сфер IT, интернета и телекоммуникаций, продаж, маркетинга, рекламы и PR, бухгалтерии и начинающие специалисты.

Наталья Воронцова считает, что часть «удаленщиков» Калининградский рынок труда не учитывает, поскольку о них нет официальной информации. Если бы Калининградская область вошла в число регионов, участвующих в эксперименте по введению налога для самозанятых, статистика по этому сегменту была бы другой, добавила она. При этом ожидается дальнейший рост числа фрилансеров и тех, кто предпочитает работать на дому. «До конца 2019 года доля занятых в так называемых альтернативных формах труда вырастет не менее чем до 20%», — уверена генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова.

Кого ждет работа в 2019-м

Работодатели по-прежнему активно будут размещать вакансии для кассиров, продавцов-консультантов, менеджеров по продажам и по работе с клиентами, водителей, администраторов, операторов call-центра, маркетологов, слесарей, грузчиков — перечислила руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова. С этим прогнозом соглашается Наталья Воронцова. «Востребованными будут самые простые специальности. Обслуживающий персонал нужен в любом направлении — отели, рестораны, крупные компании.

В Калининграде серьезно развивается туристическое направление. Следовательно, появится необходимость в кадрах для сферы гостеприимства. Продажники — вторая вакансия, на которую будет иметься спрос во все времена. Но здесь грядут изменения. Менеджерам будут нужны новые знания», — подчеркнула эксперт.

По-прежнему будут востребованы специалисты, связанные с IT-сферой. «Особенное внимание нужно уделить сотрудникам и специальностям, которые находятся на стыке бизнеса и ИТ. К примеру, переводят бизнес-задачи на ИТ-язык, диджитализируют их. Всевозможные коучи с каждым годом становятся все популярнее», — добавил HR-директор компании Domino’s Pizza Дамир Такеев.

Уже сейчас в сферах консультирования, страхования, инсталляции и сервиса, автомобильного бизнеса, медицины и фармацевтики, ИТ, интернета и телекома, строительства и недвижимости, маркетинга, рекламы и PR, продаж, туризма, гостиниц и ресторанов, производства в Калининградской области уровень конкуренции ниже нормы. Оптимальным показателем на рынке труда считается индекс, равный 5–6 резюме на одну вакансию. В этих профобластях он ниже 5 резюме, привела данные Ирина Жильникова.

Что год грядущий нам готовит

Одним из самых ярких событий кадровой отрасли в 2018 году стало повышение пенсионного возраста. «Скорее всего, в течение ближайших пяти-десяти лет люди в возрасте, устраивающиеся на работу, перестанут вызывать удивление и отрицание. Но в течение следующего года вряд ли эта тенденция успеет закрепиться полноправно», — заметила HR-директор онлайн-школы английского языка EnglishDom Ольга Тарасевич. По мнению директора по работе с персоналом Coca-Cola HBC Россия Ирины Петровой, бизнесу следует перестроить свою работу с сотрудниками «серебряного возраста»: найти эффективные каналы коммуникации, оптимизировать механизмы привлечения, обучения и мотивации.

Еще один тренд 2019 года — мультикультурность. Как подчеркнула Наталья Воронцова, сегодня сотрудникам необходимо знание языков, традиций и обычаев других культур. Как европейских, так и восточных. Сейчас предприниматели области активно развивают сотрудничество с азиатскими странами, пояснила она. Важность знания второго и третьего языков также признал и HR-директор компании Navicon Дмитрий Котов.

«Важное качество работника на рынке в наступающем году — многозадачность. Сейчас необходимо уметь выполнять несколько дел одновременно, предлагать компании дополнительные навыки, самообучаться и при этом не впадать в стрессовые ситуации и не «сгореть», — рассказала Наталья Воронцова.

Современные технологии будут все активнее проникать как в обычную, так и в профессиональную жизнь соискателей и работодателей, единогласно заключили эксперты, опрошенные РБК Калининград. «Драйверами трансформации рынка труда, как и других рынков, останутся ИТ и разработка, медицина и фармацевтика, робототехника, искусственный интеллект, архитектура, биотехнологии, энергетика», — подчеркнула руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.

Неоптимистичный прогноз дают специалисты о возможности роста оплаты труда. По данным сервиса rabota.ru, 56% работодателей страны не намерены повышать зарплаты сотрудникам в 2019 году. В HeadHunter считают, что тренд по оптимизации затрат на персонал сохранится, поэтому ожидать существенного повышения зарплат или расширения социального пакета не стоит: компании нацелены на повышение эффективности и на снижение издержек.

«Думаю, что будущий год будет непростым во многих отношениях. У части бизнеса неоптимистичные настроения. В плане найма сотрудников крупные компании сохранят свои позиции. Мелкие и средние, вероятно, будут удерживать существующий штат. Большинство работодателей в сфере небольшого и среднего бизнеса уже сейчас работают по принципу «Заплатил налоги и живи спокойно». Пока о повышении средней зарплаты речи не идет», — заключила Наталья Воронцова.

Статья опубликована на сайте РБК

Navicon модернизировал учетную систему для поставщика BSS-решений Nexign

Navicon объединит RPA, системы распознавания и чат-ботов в одном стеке продуктов

Navicon открыл лабораторию инноваций на базе design thinking

Компания Navicon – в ТОП-10 компаний на российском рынке BI

Как «умные» прогнозы меняют бизнес