Облака сгущаются

А. Капцов. Комментарий об облачных решениях для RSpectr

30.01.2019


			Облака сгущаются			Облака сгущаются

Доходы от продаж cloud-решений в мире впервые превысили прибыль от традиционной IT-инфраструктуры

В третьем квартале 2018 года доходы от продаж продуктов облачной инфраструктуры превысили выручку от реализации решений в традиционных IТ-средах, составив 50,9% общей прибыли таких поставщиков по всему миру. Год назад это число составляло 43,6 процента. Эти данные приводятся исследовательской компанией International Data Corporation (IDC). Преимуществами облачных систем являются их невысокая стоимость, низкие трудозатраты на внедрение и легкая адаптация к условиям заказчика. По прогнозам экспертов, такая тенденция продолжится.

Базис для инновационных сервисов


В исследовании также указывается, что выручка от продажи продукции для облачных сред выросла на 47,2%, достигнув 16,8 млрд долларов.

IDC повысила свой прогноз общих расходов на облачную инфраструктуру в 2018 году до 65,2 млрд долларов с годовым ростом в 37,2 процента.


В сообщении компании отмечается, что к 2022 году традиционная IТ-инфраструктура может составить только 42,4% от общемировых расходов (по сравнению с 52,6% в 2018 году).

Растущая доля облачных сред в расходах на IТ-инфраструктуру является общей тенденцией для всех регионов

«Первые три квартала 2018 года были исключительными для IТ-рынка во всех средах развертывания, и рост инвестиций в IТ-инфраструктуру публичных облачных центров обработки данных был обусловлен как открытием новых ЦОДов, так и обновлением существующих, – отметила директор по исследованиям в сфере IТ-инфраструктуры и платформ IDC Наталья Ежкова. – После такого сильного года мы ожидаем некоторое замедление в 2019-м, так как рынок в целом “остывает”, а некоторые облачные провайдеры работают над корректировками в своей цепочке поставок. Тем не менее IDC ожидает, что сдвиг в расходах на IТ-инфраструктуру в сторону облачных сред продолжится».

«Фактически мы становимся свидетелями того, что облачные технологии выходят на один уровень с традиционной организацией IТ-инфраструктуры и корпоративного софта. На горизонте нескольких следующих лет облака начнут еще более заметно их атаковать. Потому что сама идея оптимизации затрат на IТ при полном сохранении эффективности инфраструктуры выглядит, скажем так, очень привлекательной, – прокомментировал для RSpectr тенденцию руководитель отдела маркетинга “Манго телеком” Андрей Козловский. – С другой стороны, изменились модели потребления корпоративных сервисов».

Эксперт подчеркнул, что удаленная работа, мобильность персонала и другие факторы формируют свои требования к IТ, и соответствовать этим требованиям могут только облака – неважно, публичные или частные

Директор по бизнес-решениям и инновациям Orange Business Services Россия и СНГ Робин Де Кейзер напомнил, что значительную долю рынка облачных услуг заняли операторы связи. Так, в прошлом году состоялось несколько крупных поглощений компаний, предлагающих облачные услуги, телеком-игроками как в России, так и за рубежом (например, Orange Business Services купил лидирующего европейского провайдера cloud-услуг Basefarm за 350 млн евро). Это происходит потому, что облако является не только услугой само по себе, но также базисом для развертывания большинства инновационных сервисов, таких как решения интернета вещей и большие данные, подчеркнул Р. Кайзер.

Самым медленнорастущим облачным сегментом эксперт назвал PaaS* (платформы интересны в первую очередь разработчикам ПО), в то время как сегменты IaaS и SaaS, по его словам, стабильно растут примерно на 20-25% в год.

Драйверы роста

Согласно оценкам компании «Манго телеком», в 2018 году российский рынок облачных сервисов достиг 35-37 млрд рублей. Он растет на 20-25% в год практически синхронно по всем направлениям – SaaS, PaaS и IaaS.

Потенциал можно оценить хотя бы на примере того, что сегмент SaaS, на который приходится две трети общего объема рынка, также не снижает динамику, отмечает А. Козловский. При этом сектор SaaS, в котором работает «Манго Телеком», UCaaS (Unified Communications as a Service, унифицированные коммуникации как услуга), по словам эксперта, увеличивается еще быстрее: на 25% и более. И это на фоне отсутствия роста рынка хардверных решений, то есть «железных» бизнес-АТС.

Российские компании начали проявлять интерес к облачным сервисам три-четыре года назад, рассказал RSpectr руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий ГК Softline Владимир Егорычев. С тех пор компания фиксирует ежегодный рост продаж в данном направлении на 30-40 процентов.

«Основным драйвером развития облачных сервисов в России является процесс цифровой трансформации бизнеса, который поощряется даже на уровне руководства страны и каскадируется, в том числе, на предприятия с государственным участием или на компании, с этими предприятиями взаимодействующие, – говорит В. Егорычев. – Департаменты информационных технологий теперь занимаются не только поддержкой инфраструктуры, но и решают стратегические задачи компании. Например, планируют и реализуют развитие IТ-обвязки, которая станет частью новых производств и/или профессиональных сервисов. Используемые IТ-услуги должны быть адаптированы к новым условиям: позволять сотрудникам решать рабочие задачи без привязки к офису, иметь высокий уровень защищенности и стабильности работы».

В целом, по словам В. Егорычева, прослеживается следующая тенденция: чем меньше компания, тем она мобильнее и тем охотнее использует все новое, в том числе и cloud-сервисы

Крупные игроки тоже интересуются облаками, но процессы принятия решений там зачастую затягиваются на несколько лет.

Представитель Softline также отметил, что основные потребители облаков – это розничная и оптовая торговля и финансовые организации, на них приходится порядка 50% рынка таких услуг. Оставшаяся часть – производство, разработка и госсектор. В последние годы интерес стали проявлять также медицинские организации – многие из них планируют миграцию в облако уже в ближайшие годы.

«В России за счет процессов импортозамещения и существенной доли государственных и бюджетных организаций на рынке доверие к чему-то внешнему, да еще с постоянной периодической оплатой, не так развито. Закупить и иметь в собственности IТ-инфраструктуру – довольно прочно укоренившаяся концепция, поддерживаемая нормативными требованиями», – добавляет генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко.

Несмотря на это, по его словам, российский облачный рынок растет, и драйверами являются как средний и малый бизнес, так и крупные коммерческие компании, находящиеся на реальном жестком конкурентном рынке: ритейл, финансовый сектор, логистика, транспорт, онлайн-сервисы, электронная коммерция и т. д. Чем меньше компания, тем чаще она выбирает комплексные SaaS-решения, а чем крупнее, тем больше ей требуется информационных систем и их интеграция, соответственно, тем чаще используется IaaS.

М. Захаренко оценивает рост облачного рынка в России как высокий – 20-40% в год, при этом эксперт отмечает, что его объем остается не очень существенным на фоне общего IТ-рынка (50-70 млрд рублей в год).

Неоспоримые преимущества

Растущий спрос на технологии облачных вычислений стимулирует невысокая стоимость и низкие трудозатраты на внедрение систем, поддержку и масштабирование которых осуществляет провайдер, говорят эксперты.

Например, если компания решила арендовать облачные мощности, ей не нужно тратить колоссальные средства на приобретение «железа» или его установку, отмечает руководитель департамента интеграционных услуг и комплексных решений компании Navicon Артем Капцов. Кроме того, облака позволяют снизить расходы на аренду помещений для оборудования, оплату труда обслуживающего персонала, IT-специалистов и администраторов

При этом облачные решения очень гибкие, добавляет эксперт. Например, если количество клиентов и заказов резко возрастает и, соответственно, серверы испытывают повышенную нагрузку, компании не нужно покупать дополнительное оборудование – достаточно подключить новые мощности. Это позволяет бизнесу оперативно реагировать на любые изменения и адаптироваться под них.

«Гибкость облачных решений позволяет значительно ускорить внедрение инноваций и упростить их обновление без сбоев, которые могут случиться при внедрении передовых технологий, и по более низкой стоимости, – говорит А. Капцов. – При всем этом интеграция cloud-технологий в рабочие процессы не требует больших усилий, а задачи, которые традиционно занимали бы часы, – например, сравнение квитанций с банковскими выписками – могут выполняться за несколько минут удаленно. Это позволяет бизнесу экономить время и деньги».

Таким образом, продолжает эксперт, переход на современную облачную платформу означает, что бизнес может делать со своими приложениями и данными больше, чем когда-либо прежде. В итоге, например, даже небольшие ритейл-сети или розничные магазины могут эффективно анализировать все данные о своих потребителях: строить их профили, прогнозировать клиентский поток или следующую возможную покупку, предупреждать отток посетителей или проводить таргетированные рекламные кампании. Именно поэтому постепенно средний и малый бизнес начинают проявлять к ним интерес.

Менеджер по продуктам REG.RU Егор Евсеев добавляет, что на рост объема облачных серверов влияют инициативы государства, такие как нацпрограмма «Цифровая экономика» и закон о хранении персональных данных россиян на территории РФ**.

Кроме того, все больше компаний запускают digital-продукты, которые требуют место и мощности для своей работы. Особенно проекты с Big Data. По словам эксперта, миф «облака – это дорого и сложно» понемногу сходит на нет.

«Цены снижаются, а рынок остается конкурентным. Создаются готовые решения под различные задачи, чтобы сократить время на разворачивание. Опыт показал, что облака не менее безопасны, чем собственные серверы. Нет ни одного сигнала, чтобы подобный рост прекратился в ближайший год. Напротив, ожидается заметное увеличение этого сегмента», – резюмировал Е. Евсеев.


* PaaS (Platform as a Service, платформа как услуга).
SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга).
IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как услуга).

** Федеральный закон № 242 от 21.07.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

Изображение: freepik.com, RSpectr


Статья опубликована на сайте  «Радиочастотный спектр»

Navicon авторизован по программе Microsoft Open Value

Navicon – сертифицированный партнер IBM по продукту IBM Watson Explorer

Queisser Pharma LLC с помощью Navicon внедрил корпоративное хранилище данных и BI-инструментарий

Navicon – партнер года Microsoft в России по платформам для создания бизнес-приложений

Navicon автоматизировал операционную деятельность в «Точке опоры»