Эпик фейл: почему инвестиции в цифру не оправдываются

10.04.2019


			Эпик фейл: почему инвестиции в цифру не оправдываются			Эпик фейл: почему инвестиции в цифру не оправдываются

87% опрошенных компаний считают цифровую трансформацию ключом к повышению их конкурентоспособности, считают в Silicon Valley Innovation Center. На рынке формируется иной тип конкуренции – при помощи новых цифровых моделей и платформ. Чтобы преуспеть в наступающую «эпоху 4.0», руководителям компаний нужно переосмыслить принципы ведения бизнеса. Евгений Голубицкий, руководитель департамента инноваций компании Navicon, рассказывает, на что обратить внимание в процессе «осознанной» цифровой трансформации компании.

В IDC подсчитали, что более трети крупных компаний по всему миру уже начали внедрять цифровой подход к бизнес-процессам, операциям и взаимодействию с клиентами. Еще 19% начинают менять операционные и технологические процессы на всех уровнях бизнеса, а 18% оцифровывают конкретные задачи внутри отдельных подразделений. Впечатляющие цифры, не так ли?

Однако по факту только 7% компаний к сегодняшнему дню полностью прошли по пути цифровой трансформации. Во многом это связано с тем, что многие руководители забывают: цифровизация компании – это больше, чем просто технологические изменения. Трансформация бизнеса влечет за собой смену бизнес-процессов и культуры в организации, поощрение инновационного мышления и формирование абсолютно новых бизнес-моделей. Это называется «осознанной» цифровой трансформацией.

Уровень 1. Обновление принципов работы с данными

Искусственный интеллект, роботизация, машинное и глубокое обучение, технологии обработки Big Data – компании внедряют инновации и ожидают мгновенного роста показателей бизнеса. Однако этого не происходит. И проблема не в том, что технологии работают плохо – просто бизнесу не хватает грамотно выстроенной работы с данными.

Простой пример: если торговый представитель компании хочет узнать, были ли у клиента проблемы с поддержкой или продуктом, нужно, чтобы CRM была интегрирована с платформой или базой данных колл-центра. Иначе получить актуальную информацию будет невозможно. С инновациями происходит то же самое: как, например, инструменты машинного обучения могут совершенствоваться, если в их основе лежат невычищенные данные, которые не актуализируются вовремя?

Поэтому на первом этапе цифровой трансформации бизнеса необходимо настроить управляемость данных. Они должны быть централизованы в одном репозитории, или же между платформами и хранилищами должны быть настроены эффективные процессы обмена информацией, очистки и нормализации данных практически в онлайн-режиме.

Уровень 2. Формирование инновационного мышления

После настройки работы с данными стоит переходить к одному из важнейших этапов цифровизации бизнеса – нужно найти те бизнес-процессы, которые в первую очередь нуждаются в автоматизации, и начать выстраивать ИТ-инфраструктуру вокруг них. Часто именно на этом этапе и происходят первые провалы проектов цифровой трансформации – без анализа бизнес-процессов сложно понять, где будет оправдано внедрение инноваций, а где достаточно базовой автоматизации бизнес-операций.

Для иллюстрации, в компаниях с большим количеством бумажной документации часто возникает проблема с обработкой документов. Сканирование не упрощает ситуацию, ведь при поиске информации ПО распознает только слова из метаданных и имен файлов. Это существенно тормозит работу, так как сотрудники вынуждены вручную перебирать отсканированные файлы. Ядром ИТ-экосистемы, нацеленной на решение этой задачи, могут стать инструменты OCR, предназначенные для оптического распознавания символов. Они преобразуют содержимое документов в цифровой текстовый формат, благодаря чему специалисты могут легко искать и анализировать данные в файлах любого типа. Например, с проблемой большого количества бумажных документов часто сталкиваются страховые компании. Внедрение системы OCR позволяет им ускорить работу с документацией минимум в 2-4 раза.

Уровень 3. Интеграция решений

После того, как определены больные точки бизнеса и выделены сферы, которые нуждаются в автоматизации больше других, перед бизнес-руководителем встает задача, как наладить оптимальное взаимодействие между ИТ-решениями. Есть два основных подхода. При первом последовательно внедряются отдельные ИТ-решения, не интегрированные между собой. Многие руководители бизнеса считают, что такой подход обойдется дешевле, но это не так. Внедрение решений, не взаимодействующих между собой, не позволяет создать в компании единую и легко управляемую среду, в которой все бизнес-процессы соответствуют текущим целям организации.

Поэтому на рынке набирает популярность внедрение «стеков» ИТ-решений с преднастроенной интеграцией, которые охватывают ряд бизнес-задач и эффективно взаимодействуют между собой. К примеру, технологию RPA можно интегрировать с OCR, что существенно повысит скорость работы с данными. Также роботизация может эффективно взаимодействовать с чат-ботами. Например, ИТ-директор Nissan Тони Томас отмечает, что чат-боты могут помочь клиентам искать информацию о продуктах компании или даже совершать покупки, а RPA позволит Nissan автоматизировать рутинные процессы в области финансов и HR.

Уровень 4. Трансформация культуры бизнеса

Цифровые преобразования также требуют изменения культуры внутри организации. Сотрудникам компании важно понять: некоторые бизнес-процессы в компании теперь работают по другой схеме и требуют иного выполнения задач. Например, при внедрении RPA важно объяснить сотрудникам, что теперь они будут работать с роботами, которые не ведут себя, как люди. Поэтому команде необходимо освоить дополнительные процедуры, например, передачу роботам полной информации о поставленной задаче.

Более того, цифровая трансформация часто вызывает реорганизацию компаний. Для поддержки новой операционной модели, которая возникает в результате цифровизации, оргструктура компании выстраивается вокруг ИТ-директора или CDO (руководителя, чья задача – максимально использовать данные организации). Они становятся связующим звеном между технологиями и сотрудниками – и помогают наладить их взаимодействие.

Трансформироваться или умереть?

Какие преимущества получает компания, которая встает на путь «осознанной» цифровой трансформации? Во-первых, цифровизация позволяет «закрыть» сразу несколько потребностей бизнеса – грамотная интеграция между решениями расширяет их функциональность. Во-вторых, если донести до команды мысль о необходимости преобразований и обучить ее работе с новыми технологиями, это снизит вероятность того, что после внедрения ИТ-инструментов возникнут проблемы с их применением.

Цифровая экономика развивается стремительными темпами, и тем, кто так и не решился познакомиться с инновационными решениями, вскоре, возможно, придется нелегко. Около 95% компаний, опрошенных Silicon Valley Innovation Center, уверены: или бизнес запускает процесс digital-трансформации в ближайшие два года, или постепенно начинает отставать от конкурентов и нести финансовые убытки. В лидерах рынка окажутся те, кто осознанно внедрил инновации в свои бизнес-процессы, а также привил команде новую культуру работы с современными ИТ-решениями.

Статья опубликована на сайте Fast Salt Times

Navicon автоматизировал операционную деятельность в «Точке опоры»

Navicon пополнит портфель аналитических решений российской разработкой от «Полиматики»

Чат-бота мне в бизнес! 5 вопросов, которые беспокоят компании

Внедрение Navicon Pharma CRM в STADA – проект года по версии Global CIO

Обсуждение с экспертами декабрьских новостей в e-commerce