Где фармкомпаниям искать операторов данных для систем маркировки

К. Иванов. Статья про операторов данных для систем маркировки

24.10.2019


			Где фармкомпаниям искать операторов данных для систем маркировки			Где фармкомпаниям искать операторов данных для систем маркировки

Проект по внедрению маркировки не ограничивается установкой систем, ведь последние требуют постоянного обслуживания.

Поэтому в ближайшее время фармкомпаниям понадобятся новые квалифицированные сотрудники – операторы данных для систем маркировки, которых на рынке пока не хватает. О том, где и как фармкомпаниям решать новый кадровый вопрос, рассказывает генеральный директор Utrace, партнера Navicon по внедрению систем маркировки, Константин Иванов.

За что отвечает оператор обмена?

Обязательная маркировка фармпрепаратов вызвала появление новой специальности – оператор обмена данных. Его обязанности важны для бизнеса, ведь именно этот специалист замыкает на себе коммуникации с различными отделами и несет ответственность за то, чтобы все сообщения были успешно и вовремя отправлены в государственную систему МДЛП. Если что-то пойдет не так, то оператор обмена должен самостоятельно или с помощью службы поддержки выяснить причину ошибки и оперативно исправить ее. Для этого ему придется работать с сотрудниками производственных площадок, 3PL-операторами и командой, отвечающей за поддержку ERP-системы (в зависимости от ситуации).

Также важная и ресурсоемкая обязанность оператора обмена – добавление мастер-данных, актуализация их и настроек Track&Trace системы. Например, специалист должен вносить в справочники информацию о новых лекарственных препаратах, площадках и контрагентах.

Ключевой вопрос, который предстоит решить каждой фармацевтической компании уже в ближайшее время: кто будет работать в системе маркировки в качестве операторов обмена?

По сути, у игроков рынка есть выбор из двух вариантов: найти ресурсы внутри самой компании (перепрофилировать нынешних сотрудников или нанять новых) или отдать эту задачу на аутсорсинг.

Найм в штат

На мой взгляд, первый вариант для большинства компаний является довольно рискованным. Речь идет о новых функциях для фармацевтической отрасли – действительно сложных и важных: любые ошибки в системе маркировки могут стать критичными для бизнеса. При этом нужно учитывать, что специальность «оператор маркировки» только появилась, что само по себе связано с рисками: еще нет проверенных временем требований и стандартов, по которым можно проверить квалификацию сотрудника при найме или его способность справляться с задачами повышенной ответственности.

Конечно, в идеале каждой компании нужно формировать команду операторов обмена уже в процессе внедрения системы маркировки. Таких специалистов нужно активно вовлекать в проект на этапе Deployment, когда осуществляется обучение пользователей и проводится UAT (User Acceptance Test – приемочное тестирование). На этапе Go Live они могут помогать команде внедрения решать наиболее типовые запросы, тем самым нарабатывая собственную экспертизу, необходимую для эксплуатации системы в дальнейшем. Но далеко не все участники рынка успели подготовить по этой схеме новый кадровый состав, поэтому им придется закрывать вакансии с помощью рекрутинговых сайтов. Однако «готовых» специалистов данного профиля на рынке нет, и в результате найм оператора данных станет сложным и дорогим, ведь компании придется потратить время и деньги на его обучение.

Я вижу сложность работы с новой категорией сотрудников для фармацевтических компаний еще и в том, что функция оператора обмена для них не является целевой. Это означает, что такие специалисты практически лишены возможности карьерного роста – непонятно, как обеспечивать им развитие и продвижение. Это может быть причиной низкой мотивации, что неизбежно влечет за собой риски текучки и некачественной работы. Текучка кадров может стать проблемой еще и потому, что такая работа является довольно рутинной, что подходит не каждому.

Кроме того, в средних и небольших компаниях из-за малого числа операций оператор обмена не будет загружен весь рабочий день, но при этом должен быть доступен в течение всего рабочего дня. Таким образом, чтобы удержать таких специалистов, компаниям придется им переплачивать.

Аутсорсинг

В такой ситуации логичное решение – передать функции оператора обменных данных на аутсорсинг. На наш взгляд, оптимальным является расширенный вариант аутсорсинга, при котором специалист-аутсорсер работает в офисе заказчика, ведь именно так он будет полностью интегрирован в среду и сможет эффективно решать свои задачи, оперативно привлекая для этого нужных сотрудников фармкомпании. Если в какие-то периоды загрузка аутсорсера будет неполной, то он сможет выполнять свои функции удаленно, ведь к тому моменту он уже включится во все внутренние процессы заказчика.

Ключевое преимущество для представителей фармацевтического бизнеса, выбравших модель аутсорсинга, в том, что они получают готовых, обученных всем нюансам новой профессии специалистов. Причем за их обучение и аттестацию платит специализированная компания, следовательно, сведены к минимуму риски, связанные с недостаточной подготовкой операторов обмена данных.

Компании Navicon и Utrace уже начали подготовку операторов данных, которые смогут работать по модели аутсорсинга в фармацевтических компаниях. В обучение входит изучение действующего законодательства по маркировке, нормативных актов, а также актуальных схем обмена и стандартных бизнес-процессов. Все будущие операторы проходят внутренний тренинг и аттестацию. И уже сегодня мы готовы помочь фармкомпаниям найти оптимальные кадровые решения, связанные с запуском и поддержкой направления маркировки лекарственных препаратов.

Статья опубликована на сайте газеты «Фармацевтический вестник».

Navicon FMCG BI доступен из облака Microsoft Azure

Решения Navicon теперь доступны в Яндекс.Облаке

Navicon поможет удаленным сотрудникам адаптироваться к сложным бизнес-приложениям

Фармрынок-2020: «черный лебедь» прилетел, что дальше?

Что делать фармкомпаниям в условиях пандемии