Рост фармрынка обеспечен удорожанием продукции

Е. Смирнов о том, какие факторы влияют на фармацевтический рынок

15.03.2020


			Рост фармрынка обеспечен удорожанием продукции			Рост фармрынка обеспечен удорожанием продукции
Российский фармацевтический рынок находится в стагнации – рост потребления лекарств в количественном выражении падает. Эксперты объясняют это как низким уровнем заболеваемости, так и отсутствием роста реальных доходов населения. Еще одним негативным для рынка фактором являются крайне низкие бюджетные затраты России на здравоохранение.

Цены растут

Первое полугодие прошлого года для рынка лекарственных препаратов выдалось неудачным – каждый месяц (за исключением марта) объем продаж падал. Эксперты объясняли это двумя причинами – продолжающимся снижением уровня доходов населения и легкостью традиционной весенней эпидемии вирусных заболеваний.

Однако уже с июля объем продаж лекарственных препаратов пошел вверх. И опять драйверами роста рынка можно назвать те же факторы: холодное и дождливое лето привело к росту числа заболевших, а начавшееся пусть и слабое, но повышение доходов россиян позволило им увеличивать покупку лекарств.

В результате, по данным компании DSM Group, в прошлом году объем продаж аптеками лекарственных препаратов вырос по сравнению с 2018 годом на 3%, до 1,02 трлн руб. Однако продажи в упаковках впервые с 2016 года снизились на 1,8%, до 5,13 млрд единиц.

Из этого можно сделать вывод, что рост продаж был вызван прежде всего увеличением цен, а не числа покупок. Это подтверждает и средневзвешенная цена лекарств, увеличившаяся с 198,5 руб. в декабре 2018-го до 220 руб. в последнем месяце прошлого года. В целом за год средневзвешенная цена одной упаковки лекарственного средства возросла на 4,9% и составила 199 руб.

И это притом что инфляция в России в прошлом году была на рекордно низком уровне, рубль укрепился к доллару на 11%, а к евро – на 13%. В этом году следует ждать дальнейшего увеличения стоимости лекарственных препаратов уже из-за роста курса доллара. Подорожают не только импортные препараты, но и многие отечественные, где используются зарубежные субстанции и оборудование. Наибольший рост цен стоит ждать в сегменте медицинского оборудования, большая часть которого – импортная.

Аномальное удорожание лекарств в прошлом году можно объяснить двумя причинами. Скорее всего, крупные дистрибуторы и производители начали повышать цены с ростом зарплат и доходов населения. Вторая причина кроется в перекладывании на потребителя затрат, связанных с введением с начала этого года обязательной 2D-маркировки лекарственных препаратов.

Импортозамещение не сработало

Сейчас отечественные препараты занимают лишь 31,6% рынка в рублевом выражении и 61% – в упаковках. Можно сказать, что идея импортозамещения на рынке лекарственных средств не сработала: с 2012 года рост продаж отечественных препаратов в упаковках составил лишь 2,4 процентных пункта, а в деньгах – 7,8 п.п.

Утвержденная в 2014 году программа Минпромторга «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности» предполагает, что в нынешнем году доля отечественных лекарственных средств должна составить 50% в денежном выражении. Достижение такого показателя позволило бы говорить о сильном снижении зависимости российского рынка от западных производителей и курсовых разниц.

Однако, судя по темпам прироста доли российских препаратов, запланированного уровня достичь не удастся. И Минпромторг уже предложил снизить показатель на текущий год до 32,9%, а на 2024-й – с 53 до 36,4%. Не исключено, что и новые ориентиры также останутся недостижимыми из-за падения курса рубля.

Пока нет никаких оснований полагать, что рубль перейдет к укреплению. Значит, высокоэффективные средства иностранных производителей (тем более оригинальные) станут менее доступными. Сейчас 83,9% (в упаковках) российского рынка занимают дженериковые препараты, то есть разработанные десятилетия назад. Многие из них уже неэффективны для лечения, например, тяжелых форм гриппа или пневмонии.

Маркировка не страшна

С начала этого года планировалось ввести обязательную маркировку всех лекарственных препаратов, но потом решение было перенесено на полгода. Основная задача нововведения – отслеживать путь препарата – от производителя или дистрибутора до конечного потребителя. Предполагается, что это позволит резко снизить объем контрафактной продукции, а также исключить попадание в розничную сеть лекарств, купленных за средства бюджета и предназначенных для использования в больницах.

Совокупные затраты на закупку оборудования и программного обеспечения, обучение сотрудников и, собственно, нанесение кода оцениваются в 70 млрд руб. Если учитывать, что всего объем лекарственных препаратов в России (с учетом государственного сектора) составляет порядка 6,3 млрд упаковок, то получается, что стоимость маркировки одной упаковки равняется чуть более 11 руб.

Однако и эта сумма выглядит завышенной, поскольку приведенная оценка предполагает окупаемость вложений в течение года. При этом затраты аптек на адаптацию к новым правилам будут минимальными, считает директор по развитию бизнеса фискальных решений компании «АТОЛ» Юлия Русинова.

«Безусловно, аптекам потребуется провести некоторую подготовку к работе с маркированным товаром, но стоимость таких “нововведений” вполне приемлемая. Понадобится обновление сканеров. Те, что уже установлены, могут не считывать 2D-коды. Рыночная стоимость такого сканера сейчас от 3500 рублей. Даже если учесть, что, к примеру, малый и средний фармацевтический бизнес воспользуется дополнительным ПО для автоматизации процессов маркировки с помощью единого окна, то это составит всего 5000–6000 рублей в год. Стоимость же одного кода маркировки равняется 50 копейкам», – рассказала «Финансовой газете» Юлия Русинова.

МНЕНИЕ

Евгений Смирнов, коммерческий директор и партнер по Pharma&Healthcare компании Navicon

– В целом по аптечному рынку можно сказать, что конечный спрос уменьшается, снижаются продажи лекарственных средств в упаковках, а конкуренция между производителями становится все более сильной.

На аптеки, с одной стороны, оказывает влияние интернет-сегмент. В прошлом году вырос процент онлайн-торговли: в 2018 году только 5% опрошенных Ipsos Healthcare приобретали лекарства через сайт или приложение, тогда как в 2019-м таких респондентов было в 2 раза больше. Также выяснилось, что около 80% опрошенных (почти 6000 человек из 47 регионов) готовы приобретать все лекарственные средства через интернет. Так что этот сегмент рынка, скорее всего, продолжит расти.

Во-вторых, на распределение сил в рознице в этом году может повлиять приход новых игроков – представителей beauty- и food-ритейла. Проходимость в таких магазинах намного больше, чем в аптеках. Если в них начнут продавать БАДы, витамины и ОТС-препараты (безрецептурные), то рынок существенно изменится. Производители в данном случае скорее получат выгоду, ведь для них важно находить новые каналы продаж.

Также большое влияние на рынок в этом году окажет маркировка. В прошлом году все готовились к ее запуску, сложные проекты внедрения стали серьезным вызовом для рынка. Маркировка не только сделает рынок более прозрачным – через некоторое время после ее запуска мы сможем говорить о появлении новых источников данных для фармбизнеса.

Не так давно мы проводили конференцию по маркировке, где в том числе обсуждали с производителями ее влияние на цены. Несмотря на то что внедрение Track&Trace-систем требует от компаний существенных затрат, фармпроизводители считают, что существенных изменений в ценах не ожидается. Маркировка вряд ли повлияет даже на лекарства в самом дешевом сегменте.

Объем коммерческого рынка лекарственных препаратов, млрд руб.

(данные DSM Group)

Декабрь 2018 г.

93

Январь 2019 г.

84,3

Февраль 2019 г.

84

Март 2019 г.

87

Апрель 2019 г.

83,7

Май 2019 г.

77

Июнь 2019 г.

73,9

Июль 2019 г.

77,9

Август 2019 г.

81,7

Сентябрь 2019 г.

90,1

Октябрь 2019 г.

93,4

Ноябрь 2019 г.

89,8

Декабрь 2019 г.

98,5

Средневзвешенная цена упаковки лекарственного средства

(данные DSM Group)

Декабрь 2018 г.

198,5

Январь 2019 г.

194,1

Февраль 2019 г.

197,3

Март 2019 г.

199,9

Апрель 2019 г.

195,6

Май 2019 г.

192,3

Июнь 2019 г.

191,6

Июль 2019 г.

189,5

Август 2019 г.

194,2

Сентябрь 2019

192,2

Октябрь 2019 г.

206,8

Ноябрь 2019 г.

215,5

Декабрь 2019 г.

220,0

Статья опубликована на сайте «Финансовая газета»

Navicon FMCG BI доступен из облака Microsoft Azure

Решения Navicon теперь доступны в Яндекс.Облаке

Navicon поможет удаленным сотрудникам адаптироваться к сложным бизнес-приложениям

Фармрынок-2020: «черный лебедь» прилетел, что дальше?

Что делать фармкомпаниям в условиях пандемии