Доставка лекарств на дом может быть выгодна калининградским аптекам только при большом количестве заказов

Е. Смирнов. Комментарий о доставке лекарств на дом для «Business FM Калининград»

16.03.2020


			Доставка лекарств на дом может быть выгодна калининградским аптекам только при большом количестве заказов			Доставка лекарств на дом может быть выгодна калининградским аптекам только при большом количестве заказов
Владимир Путин подписал указ о возможности дистанционной продажи безрецептурных лекарств. Пока нет понимания, кто должен выполнять эту доставку и каким образом. Об этом «Business FM Калининград» рассказал владелец сети «Новая аптека» Игорь Кастусик.

«Если организовывать доставку, то она выгодна при определенных условиях – большом количестве доставок. Если это будет редко, то это сложно и не удобно. При доставке лекарств меняется налогообложение. Дистанционная торговля не попадает под вмененный налог, и нужно при продаже лекарств иметь ввиду, что это должно быть на упрощенке или на общем балансе. Во-вторых, указ Владимира Путина не позволяет начать эту доставку, потому что должны выйти специальные акты правительства или минздрава, которые будут объяснять как это можно делать, и кто это может делать. Должен ли это быть фармацевт или провизор в машине, должна ли машина соответствующим образом оборудована, как быть с кассовыми аппаратами: все это с собой, то ли тот, кто покупает, должен оплатить заранее. И потом это ж только безрецептурные лекарственные средства можно будет доставлять, их же там всего 10%».

Крупные агрегаторы, такие как Aптека.Ру, развивали свои дискаунтеры и не повышали цены. Заказ лекарств через интернет выполняется в любую удобную аптеку. Штата для доставки на дом у них нет, также как и у небольших аптечных сетей. Интерес к доставке лекарств проявляет компания «Яндекс». Она уже договорилась с крупными федеральными сетями. Пока не понятно, как изменятся цены на лекарства, но аптеки точно не будут работать себе в убыток, говорит управляющий директор компании «ФармедУ» Татьяна Ходанович.

«Рост цен абсолютно точно будет, никто в убыль работать не будет. Я понимаю, что есть бытующие мнения, что в аптечной сети есть наценка две цены на препарат.Не у всех, они уже давно под дискаунтеров подстраивались. Но ты не можешь продавать сильно дороже, если Аптека.ру продает в два раза дешевле. Цена аптеки связана с чем? Аптека.ру – это маркетплейс. Маркетплейс – у них единый склад, есть какие-то свои операторы – это одни расходы, то аптека себе не может это позволить. При этом в аптеке всегда есть суппорт от фармкомпаний в виде маркетинга, на который сейчас претендует тоже государство для контроля. Цена такая держится низкая по рынку, благодаря тому, что есть поддержка от фаркомпаний. Они за это платят, чтобы у нас не было такой цены».

Рентабельность аптек может упасть, если маркетплейсы начнут продавать лекарства. У них есть возможность установить цены ниже аптечной розницы. Большой вопрос как будет проходить фармацевтическое консультирование, говорит глава Евразийского подразделения компании «БосналЕк» Валентина Бучнева.

«Прецедент на рынке уже был, появление лишь одного сервиса чувствительно снизило доходы аптечной розницы. Кроме того, дистанционная торговля лекарствами, в принципе, это большая возможность для дальнейшего развития сервиса доставки, в том числе и в отдаленных регионах. Необходимо также решить вопрос, каким образом при онлайн-торговле лекарствами будут соблюдаться нормы фармацевтического консультирования, ведь потребитель должен получать исчерпывающую информацию о безрецептурных препаратах. В противном случае самолечение просто может стать опасным для здоровья. К сожалению, такие случаи, как, например, нечаянная покупка БАД вместо лекарств нередки сейчас».

В ближайшее время спрос на лекарства не снизится, даже если экономика просядет до 30%. Доставка не должна сильно повлиять на цену препарата говорит коммерческий директор компании Navicon Евгений Смирнов.

«У нас сейчас очень конкурентный рынок из-за текущего кризиса, связанного с коронавирусом и падением котировок, курса рубля и всего остального. Сейчас спрос населения с одной стороны как бы уменьшается, с другой стороны на лекарства он сейчас временно повышен, и принципиально не очень сильно просядет даже в случае, если у нас экономика просядет на 10-20%. Про повышение цен говорить трудно, я не думаю, что стоимость доставки сильно увеличит стоимость лекарств. Возможно многие компании, так как это бывает в другом e-commerce, введут просто минимальный заказ, с которого эта доставка будет бесплатная, если заказ будет небольшой, то она просто будет платно включена. Е-commerce в лекарствах не будет принципиально сильно отличаться от e-commerce в других отраслях».

Доставка лекарств на дом сейчас необходима тем, кто находится на карантине или самоизоляции, но есть вопросы с соблюдением правильного температурного режима при доставке, говорит и.о. директора компании «АТОЛ Онлайн» Юлия Носова.

«С учетом того, что в крупных городах сейчас происходит, то есть очень многие сидят на карантине, самоизолируются, поэтому не имеют возможности выйти и купить медикаменты, когда испытывают проблемы со здоровьем. Поэтому в любом случае это приведет к значительному росту продаж лекарств. Но я думаю, что в первую очередь тут нужно будет адаптировать службы доставки под различные температурные режимы, понятно, что это не просто товар, что есть медикаменты, которые необходимо хранить при определенной температуре. Наверное один из ключевых моментов, пока который не до конца ясен – это возврат. Можно ли будет делать возврат, это пока вопрос открытый».

Пока доставка лекарств не может быть запущена, потому что не существует нормативных документов, которые будут регулировать этот процесс. Если требования будут завышены, не все аптеки смогут пользоваться этой услугой и реализовать доставку, говорит глава практики «Фармацевтика и биотехнологии» Международной юридической фирмы CMS Всеволод Тюпа.

«Доставка лекарственных препаратов – сам по себе достаточно не простой процесс, требует соблюдения специального температурного режима. Если требования будут сравнительно простыми, то тогда для аптек это более или менее решаемый вопрос – просто сотрудничать с курьерскими организациями и, возможно, применять бизнес-модель, которая применяется в отношении продуктов питания, бытовых товаров. Если заказ меньше 1000 рублей, берем с потребителей еще 200-300 рублей за саму доставку, аптека оказывается в плюсе. Если заказ большой, тогда сама продажа обеспечивает для аптеки плюс. Если будут специальные какие-то повышенные требования к процессу доставки, к тем людям, которые будут должны доставлять препараты, это действительно может очень тяжело на аптечном рынке сказаться».

В указе президента прописано, что необходимо внести изменения в нормативную базу и в закон о повышении ответственности за контрафакт, чтобы аптеки и фармкомпании не воспользоваться ситуацией и не стали снабжать людей тем, что непригодно для лечения. По словам экспертов, все необходимые для запуска доставки лекарств на дом документы, могут появиться уже в ближайшие дни.

Navicon FMCG BI доступен из облака Microsoft Azure

Решения Navicon теперь доступны в Яндекс.Облаке

Navicon поможет удаленным сотрудникам адаптироваться к сложным бизнес-приложениям

Фармрынок-2020: «черный лебедь» прилетел, что дальше?

Что делать фармкомпаниям в условиях пандемии