Анонимность в интернете растет в цене

Услуги VPN дорожают под надзором

06.08.2021


			Анонимность в интернете растет в цене			Анонимность в интернете растет в цене

В 2021 году услуги VPN подорожают на 10%, прогнозируют производители VPN-продуктов. Это связано с растущим спросом и блокировкой Роскомнадзором нескольких VPN-решений — существенная часть их аудитории приходится на Россию, говорят участники этого рынка.

В 2021 году цены на услуги VPN вырастут, рассказали опрошенные “Ъ” участники этого рынка. В компании Navicon прогнозируют рост на 5–12%, в Red Shield VPN — на 10–15%, отмечая, что за последний год цены уже выросли на 15%. Долгосрочная подписка на NordVPN в первой половине 2021 года подорожала на 5%, говорят в компании. Сервис Surfshark еще в прошлом году повысил цены на 25%, с $1,99 до $2,49 за подписку, рассказал руководитель отдела коммуникаций компании Доминикас Димавичюс. По его мнению, они и дальше будут расти, так как рынок VPN на подъеме, его участники расширяют сети и инвестируют в безопасность.

VPN (Virtual Private Network, виртуальная частная сеть) обеспечивает зашифрованное подключение пользователя к сети. VPN-приложения позволяют подменить реальный IP-адрес, чтобы посещать заблокированные в своей стране веб-ресурсы и частично скрывать данные об абонентских устройствах. Основная аудитория VPN приходится на жителей стран, где активно блокируются интернет-ресурсы: Россию, КНР и ряд государств Ближнего Востока, сообщал “Ъ” 1 марта.

По данным Top10VPN на конец 2019 года, Россия вошла в десятку стран, где больше всего пользуются VPN-сервисами.

Драйвером для роста подписок стала масштабная кампания Роскомнадзора по блокировке мессенджера Telegram. Она стартовала в 2018 году, и на ее фоне у американской TorGuard VPN, например, число платных подписок из РФ увеличилось на 1000% с начала апреля, сообщал “Ъ” 21 мая 2018 года.

Пик спроса на VPN-сервисы со стороны бизнеса пришелся на второй и третий кварталы 2020 года, когда компании массово переходили на удаленную работу, рассказали в IT-компании «Крок». Влияет и политика Роскомнадзора: в начале июня он ввел ограничения на работу в России сервисов VyprVPN и Opera VPN, а 30 июня предупредил о возможной блокировке еще семи VPN, эти события спровоцируют дальнейший рост цен, уверен эксперт «Крок» Александр Черныхов.

Опрошенные “Ъ” участники рынка связывают рост цен на VPN с повышенным спросом. О более частом использовании VPN может сигнализировать рост трафика через зарубежные узлы его обмена, говорят в «МегаФоне». По данным компании, рост IP-трафика из Европы в Россию составил 11% в первом полугодии 2021 года к первому полугодию 2020 года и 68% — к первому полугодию 2019-го. А рост трафика из России в Европу — 25% в первом полугодии 2021 года к первому полугодию 2020 года и 57% — к первому полугодию 2019 года, указывают в «МегаФоне».

Объемы передаваемых пользователями данных растут, а значит, растут и счета от поставщиков услуг хостинга, которые составляют большую часть инфраструктуры VPN-сервисов, это также влияет на цены, отмечают в Red Shield VPN.

Кроме хостинга, выросла стоимость оборудования и чипов для шифрования трафика в сетевых устройствах, а после пандемии увеличилась скорость разработки, поэтому производители вынуждены перекладывать эти расходы на покупателей, полагает IT-директор Navicon Николай Якушев. Технологии злоумышленников не стоят на месте, и производители аппаратных решений вынуждены это учитывать, дорабатывая и модернизируя решения, что приводит к удорожанию, говорит директор по коммуникациям Infosecurity Александр Дворянский.

Конечному пользователю «на помощь приходит более высокая конкуренция между производителями VPN», полагает Николай Якушев. По мнению Red Shield VPN, рост цен вызовет увеличение «кочующих» пользователей, то есть тех, которые регулярно меняют VPN-провайдеров в поиске оптимального тарифа. Сейчас таких «кочевников» 20–30%, и доля их вырастет до 50%, считают в компании. Такое поведение характерно для пользователей из России и других стран СНГ, а также Ирана и Индии, добавили в Red Shield VPN.

Статья опубликована на сайте газеты "Коммерсантъ"

Как компаниям спасти своих сотрудников от выгорания и выстроить с ними долгосрочные отношения: опыт Navicon

Проектная команда: что сделает ее крепкой и эффективной

Navicon получил Advanced-специализацию по миграции на платформу Microsoft Azure

От йоги и зумбы до киберспорта: как поддержать сотрудников?

Navicon развивает свой бизнес в Европе в партнерстве с Microsoft